ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
лопай, сечь надо"... Вспомнил он,как отец оказал ему: "Вижу, что из тебя выйдет мошенник. Так и знай". - "И выйдешь мошенни ком, если так... Ну, какое же я сделал преступление?.." (12, [76). 2. Встречается несколько оригинальный диалог между двумя персонажами, внутренние реплики которого остаются вне коммуни кации, т.е. собеседником незамеченными, например: "Вот вздор„", - сказал Николай и подумал: "Что за прелесть это моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет..." - "Экая прелесть этот Николай!" - думала Наташа". "А! еще огонь в гостиной", - сказала она..." (5, 281). 3. Экспрессивной насыщенностью отличается третье диалоги ческое построение БВМ литературных героев Толстого - внутренняя беседа между несогласованными голосами персонажа, спорящего с самим собой (для удобства назовем его диалог "спор с самим со- бо^ ’). Диалогизация БВМ чередованием измененных акцентов собст- ч венного скрытого голоса граничит с драматизацией текста и при ближает читателя к глубокому, подчас зримому восприятию душев ного и психического состояния действующего лица. Эта диалогичес кая модель БВМ зафиксирована, главным образом, в психологических характеристиках любимых героев Толстого, душевный и психологи ческий мир которых писатель изучал до глубинных основ и тончай ших изгибов. Так, беззвучно спорят два несогласованных голоса во внутреннем монологе Пьера Безухова (5, 32; 6, 302), сапожни ка Семена из рассказа "Чем люди живы" (10, 32), отца Сергия (12, 67), Дмитрия Ивановича Нехлюдова (II, 215-216), Николая Ростова (5, 264), Ивана Ильича; например:"-Чего тебе нужно?" - было первое ясное ... понятие, которое он услышал. - "Что те бе нужно? Чего тебе нужно?" - повторил он себе. - "Чего?" - "Не страдать. Жить", - ответил он... - "Жить? Как жить?" - спросил голос души. - "Да, жить, как я жил прежде: хорошо, при ятно". - "Как ты жил прежде, хорошо и приятно?" - спросил го лос" (10, 179). Не исключен, однако спор между различными ак центами внутреннего голоса и других персонажей, ср. диалоги ческую модель, содержащую столкновение противоречивых мнений, решений Алексея Александровича Каренина (8, I60-I6I). 4. Внутренний диалог персонажа с воображаемым собеседни ком прослеживается в произведениях Л.Н.Толстого не часто и не в одинаковом составе. Зафиксирована односторонняя внутренняя беседа Николеньки Иртеньева с отсутствующим отцом (I, 150),при думанным генералом (I, 151) и его двуголосный диалог с "вели- -136-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=