ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

верившего в возможность добра и правды и видевшего зло и ложь жизни и ставившего перед собой вопросы: "... как мне рассказать им все...? Но мне-то куда деваться?"(5, 310), Левина о добре, борьбе, о своей нравственности, о своем "общем с мужиком знании',' монолог, в котором рельефно выражен высокий моральный облик это­ го литературного героя (9, 401-402). Преимущество развернутых БВМ в том, что они являются плодо­ творной материальной тканью для воплощения C f ® d o писателя - проследить в изменчивых и противоречивых связях внутренний мир персонажа до проникновения в потайные уголки его души. В литера­ туре справедливо подчеркнуто особое значение сложных синтакси­ ческих структур и внутренних связей в их составе для зарисовки литературного героя в динамике7. Обратимся в качестве примера к БВМ Ивана Ильича из повести "Смерть Ивана Ильича" (10, 133- 186). Все внутренние речи Ивана Ильича, развернутые и неразвер­ нутые, разные по времени, образуют, несмотря на частые разрывы, единый семантико-етруктурный БВМ, в котором прослеживается раз­ витие его внутренних переживаний - развитие, реализованное в воспоминаниях (причина заболевания, диагноз) и действительных событиях (усиление физических болей в организме, нарастание в связи с этим безмерных нравственных страданий и желание, появив­ шееся перед смертью, - расстаться со всеми в духе христианского всепрощения). Динамический аспект БВМ главного персонажа опре­ делил основное звучание этого выдающегося произведения, о кото­ ром В.В.Стасов писал: "Ни у одного народа нигде на свете нет такого гениального создания"8. БВМ персонажа, смонтированный из внешне раздельных, но семантически объединенных частей на уров­ не доминанты содержания всего произведения, индивидуализирует творческую манеру Толстого. Ср. также смонтированный БВМ Евге­ ния Иртенева, организованный как лейтмотив рассказа "Дьявол" (10, 342-386). Приемы совершенствования БВМ в произведениях Толстого осо­ бенно проявляются в способах диалогизации его. I. Выделяется структура, содержащая несколько беззвучных голосов и отражающая сплетение мыслительных процессов разных лиц во внутренней речи одного персонажа, что возникает на осно­ вании ассоциаций, воспоминаний из ранее слышанного или надуман­ ного. Примеры: "Как я не угадала того, что он сделает?.. Он останется прав... "Вы сами можете предположить то, что ожида­ ет вас и вашего сына", - рспомнила она слова из письма" (8, 324); "Все ругательные слова отца... вспоминались ему...: "Ша- -135-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=