ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
верившего в возможность добра и правды и видевшего зло и ложь жизни и ставившего перед собой вопросы: "... как мне рассказать им все...? Но мне-то куда деваться?"(5, 310), Левина о добре, борьбе, о своей нравственности, о своем "общем с мужиком знании',' монолог, в котором рельефно выражен высокий моральный облик это го литературного героя (9, 401-402). Преимущество развернутых БВМ в том, что они являются плодо творной материальной тканью для воплощения C f ® d o писателя - проследить в изменчивых и противоречивых связях внутренний мир персонажа до проникновения в потайные уголки его души. В литера туре справедливо подчеркнуто особое значение сложных синтакси ческих структур и внутренних связей в их составе для зарисовки литературного героя в динамике7. Обратимся в качестве примера к БВМ Ивана Ильича из повести "Смерть Ивана Ильича" (10, 133- 186). Все внутренние речи Ивана Ильича, развернутые и неразвер нутые, разные по времени, образуют, несмотря на частые разрывы, единый семантико-етруктурный БВМ, в котором прослеживается раз витие его внутренних переживаний - развитие, реализованное в воспоминаниях (причина заболевания, диагноз) и действительных событиях (усиление физических болей в организме, нарастание в связи с этим безмерных нравственных страданий и желание, появив шееся перед смертью, - расстаться со всеми в духе христианского всепрощения). Динамический аспект БВМ главного персонажа опре делил основное звучание этого выдающегося произведения, о кото ром В.В.Стасов писал: "Ни у одного народа нигде на свете нет такого гениального создания"8. БВМ персонажа, смонтированный из внешне раздельных, но семантически объединенных частей на уров не доминанты содержания всего произведения, индивидуализирует творческую манеру Толстого. Ср. также смонтированный БВМ Евге ния Иртенева, организованный как лейтмотив рассказа "Дьявол" (10, 342-386). Приемы совершенствования БВМ в произведениях Толстого осо бенно проявляются в способах диалогизации его. I. Выделяется структура, содержащая несколько беззвучных голосов и отражающая сплетение мыслительных процессов разных лиц во внутренней речи одного персонажа, что возникает на осно вании ассоциаций, воспоминаний из ранее слышанного или надуман ного. Примеры: "Как я не угадала того, что он сделает?.. Он останется прав... "Вы сами можете предположить то, что ожида ет вас и вашего сына", - рспомнила она слова из письма" (8, 324); "Все ругательные слова отца... вспоминались ему...: "Ша- -135-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=