ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
водится писателем в БВМ простыми, реке- сложными повествователь ными предложениями с небольшой примесью интонированных предложе ний, акцентология которых обусловлена конкретной целенаправлен ностью высказывания. Например: "Надо будет попросить теперь о переводе шурина из Калуги, - подумал Петр Иванович* - Жена будет очень рада. Теперь уже нельзя будет говорить, что я никогда ни чего не сделал для ее родных" (10, 134). Вторая группа моделей БВМ отражает внутренний мир персона жей, семантические мотивы которого составляют тонкие психологи ческие и душевные переживания, касающиеся интимных чувств и на строений, нравственных колебаний и поисков, сложных человечес ких отношений, это, например, сокрушение Лизы из "Двух гусаров" об утраченной молодости без любви (2, 352); размышления Николая Ростова с "своем блестящем подвиге", в котором он "никак не мог понять чего-то" (б, 72); мысли Андрея Болконского о большой че ловеческой и неземной любви (б, 401); стремление Пьера Безухова объяснить запутанный узел жизни (5, 310); мечты Николеньки Бол конского о подвиге (7, 309) и др. Экспрессивный план, связанный с семантикой и экстралингвистической ситуацией этих внутренних монологов, составляет основное условие их структуры, которую отличает "синтаксическая напряженность". Последняя создается сосредоточенностью интонированных и эллиптических предложений, частотными односоставными и простыми двусоставными предложени ями с преобладанием между ними присоединительной связи, при разном соотношении перечисленных компонентов. Например: "Неуже ли все это было? Отец придет. Она расскажет. Она дьявол. Да что же я сделаю? Вон он, тот топор, которым я рубил палец" (12, 85); "Что-то скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?... Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. При бьет он меня! Да и поделом, я и стою того, Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!" (12, 477). В этой группе БВМ выделяется модель, изобразительная сила которой сосредоточена в эллиптической сгущенности, характеризу ющей "естественный хаос взволнованной психики" (В.В.Виноградов), что связано со срывами в сознании персонажа и столкновением в его восприятии разрозненных предметов и явлений. Например: "Я умоляю его простить меня. Я покорилась ему. Признала себя вино ватою. Зачем? Разве я не могу жить без него? И, не отвечая на вопрос..., она стала читать вывески. "Контора и склад. Зубной врач" Да, я скажу Долли все... и я последую ее совету... Филип-133-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=