ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

ртся к ней. Она .успокаивает их. Я говорю: "Не притворяйся!” Она говорит: "Для тебя все притворство; ты убьешь человека_и будешь говорить, что он притворяется. Теперь я поняла тебя. Ты этого-то и хочешь!" - "0. хоть бы ты издохла!" - к р и ч у я.(XX). Диалоги в форме косвенной речи содержат сущность разго­ вора, имевшего значение доя развития взаимоотношений между говорящими и доя развития событий, например: - Но нет, я.как нарочно, заговорил об его игре, сказал, что мне говорили,что он бросил скрипку. Он сказал, что напротив, он играет теперь больше прежнего. Он стал вспоминать о том, что я играл преж- де. Я сказал, что не играл больше.но что жена моя х о р о ш о иг­ рает (XXI). В виде диалога Позднышев передает свои внутренние сомне­ ния, когда нужно было выбирать решение и он ставил перед сооой вопрос и затем отвечал на него; или же колебания и сом­ нения представлены в виде переклички двух голосов, высказы­ вающих разные мнения: "Пойти к ней?" - задал я себе вопрос. И тотчас же ответил, что надо пойти к ней, что, вероятно, всегда так делается, что когда муж, как я. убил жену, то не- пременно надо пойти к ней. "Если так делается, то надо идти1.1 - сказал я себе (ХХУП). В диалогах встречаются описательные обороты, позволяю­ щие представить словесное выражение мысли, например: - За рбедом она при детях спросила меня о том, когда я еду. ...Я сказал когда (ХХП); - Я представил его жене (XXI); - Он обе­ щал (XXI); - Он предложил свои услуги (XXI). Таким образом, в "Крейцеровой сонате" в качестве глав­ ного средства художественного изображения жизни и выражения основной идеи Л.Толстой Избрал монолог главного героя; это позволило ему излагать свои размышления и сложившиеся убеж­ дения в вопросах воспитания детей, в проблеме формирования семьи й семейных отношений в виде рассказа человека, который сам пережил тяжелую драму и, вникая в причины своих бед,стал понимать их социальный характер. Монолог Позднышева I) внешний; 2) адресованный; 3) вы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=