ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

вания, например, формой прямой речи даются мысли, имеющие решающее значение, а высказывание - формой косвенной речи, если не так важно, какими словами была высказана мысль,важен ее смысл, он имеет значение поступка, действия, например: - Помню я эту минуту именно потому, что в эту минуту я мог не позвать его, и тогда ничего бы не было. Но я взглянул на не­ го и на нее. "И не думай, чтоб я ревновал тебя". - мысленно сказал я ей, - "или чтоб я боялся тебя", - мысленно сказал я ему и пригласил его привозить как-нибудь вечером скрипку, чтоб играть с женой (XXI). Существенный структурный элемент монолога Позднышева составляют диалоги П-й степени чужой речи. В них выделяется основное содержание разговоров или обменов репликами, как представляет их себе рассказчик, восстанавливая их в памяти и передавая формой прямой или косвенной речи, напримец:- Че­ рез полчаса Лиза прибегает в слезах. - Что? что-нибудь сде­ лалось? - Мамы не слышно (XX). Диалоги в рассказе Позднышева компактны, в них выделе­ но то, что составляет сущность каждого отдельного разговора, в чем проявляются сложившиеся или складывающиеся отношения, а также характеры и настроение говорящих, что отражено не только в содержании, но и в форме выражения мыслей: в выбо­ ре слов и устойчивых оборотов с разной стилистической окра­ ской. Например, диалоги, иллюстрирующие ссоры с женой,-это яркие образцы типичных бытовых ситуаций, когда люди говорят друг другу в резкой форме много ненужного, несправедливого. Следует обратить внимание, что в ремарках к репликам, дан­ ным в форме прямой речи, рассказчик говорит: "или что-то в этом роде", "или что-нибудь подобное". В некоторых диалогах сочетаются формы прямой и косвенной речи, например: - Даль­ ше больше. Я кричу: "Молчи!" или что-то в этом роде. Она вы­ скакивает из комнаты и бежит в петокув. Я стараюсь упержатъ ее, чтобы договорить и доказать, и схватываю ее за руку. Она. прикидывается, что сделал ей больно и кричит: "Дети, ваш отец бьет меня!" Я кричу: "Не лги!" - "Ведь это уже не в пер­ вый раз!" - кричит она, или что-нибудь подобное. Дети броса- - 128 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=