ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

редаются предполагаемые высказывания; конструкция в целом со­ держит модальность ирреальности, 2) им свойственно значение обобщения, существительные и личные местоимения в их соста­ ве обозначает любого человека, каждого, например: - Должно бы быть то, что когда в обществе к моей сестре, дочери всту­ пит такой господин, я. зная его жизнь, должен подойти к не­ му, отозвать в сторону и сказать; "Голубчик, ведь я знаю, как ты живешь, как проводишь ночи и с кем. Тебе здесь не ме- сто. Здесь чистые, невинные девушки. Уйди!" Так должно бы быть (У); - Нынче .уже нельзя сказать: "Ты живешь дурно, жи­ ви лучше", нельзя этого сказать ни себе, ни другому (ХУ). Для выражения общего мнения строятся неояределен но-дич- зые предложения, в которых в качестве исполнителя действия ушслится неопределенное множество лиц; или двусоставные пред­ ложения - в роли говорящего в них называются лица, объединяю­ щиеся по какому-нибудь признаку, отраженному в их названии, например: - И толкуют о свободе, правах женщин. Это все рав­ но, что людоеды откармливали бы людей пленных на еду и вме- сте с тем уверяли бы, что они заботятся о их правах и сво­ боде (ХШ). В плане ирреальной модальности передаются также слова и мысли конкретных лиц, если реализация высказывания или мы­ сли представляется рассказчику невозможной вообще или в тех жизненных обстоятельствах, о которых ведется рассказ: - Ведь если бы она была совсем животное, она так бы не мучалась; если же бы она была совсем человек, тб у ней была .бы вера в бога, и она бы говорила и думала, как говорят ведущие ба­ бы: "Бог дал, оог и взял, от бога не уйдешь" (ХУ1). Обобщенная передача содержания высказываний - это одно из средств выражения собственных или чужих мнений, синтакси­ чески иллюстрируемых чужой речью, например: - Вот вы напом­ нили про детей. Опять какое страшное лганье идет про детей. Дети - благословенье божие, дети - радость. Ведь это все ложь (ХУ1). Таким образом, в монологе Позднышева отражены разнооб­ разные способы введения чужой речи, свойственные разговорной речи и не применяемые в авторском повествовании, так как ав- - 126 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=