ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

и низко опершись на них локтями. - Зачем ему продолжаться, роду~то человеческому? - сказал он. . - Как зачем? иначе бы нас не было. - Да зачем нам быть? - Как зачем? Да чтобы жить. - А жить зачем?... (XI). Таким образом, функция диалогов, включенных в монолог, состоит в более полных ответах на вопросы, возникшие у слу­ шателя (и у читателя). Только один диалог не связан непосред­ ственно с содержанием рассказа, в нем указано время действия и состояние рассказчика (см.гл.ХУП). Все вставки в монолог в виде реплик слушателя включены в семь из первых пятнадцати глав монолога (Ш,1У,Ж,1Х,Х1,ХШ, ХУ). Начиная с ХУ1-Й главы, монолог не прерывается реплика­ ми, все 13 глав - наиболее напряженные по содержанию, в них раскрываются сугубо личные события. Таково соотноше­ ние между речью авторской (повествователя) и рассказчика (героя произведения, Позднышева). Второй вопрос - из каких основных элементов состоит речь рассказчика, монолог Позднышева. Он сложен по содержа­ нию и по структуре, по своей внутренней форме: он содержит конструкции с чужой речью, прямой и косвенной, т.е. на пря­ мую речь Позднышева (чужая речь I-й степени) наслаивается чужая речь П-й стерени по отношению к авторской речи. В фор­ ме чужой речи в монологе передаются и отдельные реплики, и сочетания реплик, непосредственно не связанных друг с дру­ гом, и диалоги; при этом передаются не только высказывания, но и мысли (внутренняя речь). Отдельные реплики, включенные в рассказ, оттеняют ди­ намику действия, бывают важны как отправная точка для како- то-то поступка самого говорящего или других лиц, Например: - Я не засяул всю ночь, и в пять часов, решив, что не могт оставаться более в этом напряжении и сейчас же поеду, я встал, разбудил сторожа, который мне присл.уживал. и послал его за лошадьми (ХХ1У). - 124 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=