ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

он выдвигается как аргумент, показывающий несостоятельность выслушанного положения: - Как же, - сказал я, - как же бы продолжался род человеческий? (XI). Наконец, общий вопрос: Так как же (быть)? сопровождает - ся предположительным решением, которое вытекает как вывод из слов рассказчика, яс представляется совершенно невероятным, и в этом случае функция вопроса - возражение: - Так как же быть - сказал я. - Что же, женщине делать предложение? (УШ); Так как же? Если так, то, - сказал я. - выходит, что любить жену можно раз в два года, а мужчина... (ХШ). Таким образом, шесть вопросов из восьми имеют целью оп­ ровергнуть положения рассказчика. Только два раза слушатель прерывает монолог замечаниями, одно из них - выражение уяс­ нения услышанного, другое - вывод: - Я понимаю вашу мысль. - сказал я. - нечто подобное утверждают аекеры. (XI); - Одна­ ко вы не любите докторов, - сказал я, заметив особенно злое выражение голоса всякий раз, как он упоминал только о них(ХУ). Четыре раза в монолог Позднышева включается диалог, об­ разуемый из сочетания коротких реплик, которыми по ходу из­ ложения основной мысли обмениваются рассказчик и слушатель, функция реплик общая: детализация каких-то пунктов рассказа- монолога : - Гле же они теперь, ваши.дети? - спросил я. - Дети? - испуганно переспросил он. - вините меня, может быть вам тяжело вспоминать? - Нет ничего. Детей моих взяла моя свояченица и ее брат... (ХУ). Два диалога полемических. В них замечательно представ­ лена связь реплик друг с другом, типичные для разговорной речи приемы отклика ка решшку собеседника, а также настрое­ ние каждого. Например: - Все-таки, - сказал я,-если бы все признали это для се­ бя законом, род человеческий прекратился бы. Он не сейчас ответил. - Вы говорите, род человеческий как будет продолжаться? - сказал он, усевшись опять против меня и широко расЕфнв ноги -123-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=