ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

Некоторые ремарки включаются в те части текста монолога, где рассказчик обращается к своему слушателю, реагируя на его восприятие рассказа, например: - ад- не качайте головой. как будто вы согласны со мной, - вдруг крикнул он на меня (Ш); - Да вы смеетесь, - закричал он на меня, - а это вовсе не шутка (IX); - Вы не согласны? Позвольте, я докажу, - за­ говорил он, перебивая меня (У1). Замечательно то, что в тек­ сте нет реплики слушателя, она или подразумевается, или же рассказчик узнает о несогласии с ним по выражению лица слу­ шателя или по его возгласу. Развернутые ремарки сближаются с авторским повествова­ нием, например: - Извините меня. - проговорил он и, устре­ мив глаза в окно, молча просидел так минуты три. Потом он тяжело вздохнул и опять сел против меня. Лило его стало сов­ сем другое, глаза жалкие и какая-то странная почти улыбка морщилаего губы. - Я устал немножко, но я расскажу. Оце времени много, не рассветало еще. Да-с, - начал он, опять закурив папиросу (XIX' Несколько раз автор-повествователь в ремарках замеча­ ет, что рассказчик говорил с трудом, заставляя себя продол­ жать рассказ; здесь повторяется выражение "сделал (над со­ бой) усилие" Особняком стоит ремарка, в которой слушатель-повество­ ватель высказывает предположение о том, что хотел сказать, но не сказал рассказчик: - Человек он был... - Очевидно, же- лая сказать что-то дурное про него, он воздержался я быстро сказал: - Ну, уж там я не знаю, как он жил, знаю только,что этот год он явился в Россию и явился ко мне (XIX). Обычные ремарки типа сказал он. начал он, продолжал он в монологе немногочисленны (см.гл. Ш, У, У1, XI, ХХШ). Ремарки, в соответствии с утвердившимися нормами, зани­ мают позиции грамматически зависимых от прямой речи, но в тексте монолога есть четыре авторские ремарки, выделенные как грамматически независимые. Они даны самостоятельными аб­ зацами. Две из них препозитивные, предупреждающие о чужой Речи, они содержат типичные для ремарок глаголы, вводящие -121-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=