ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

В последовательном описаний жизни преобладают то общие социальные вопросы, то личные. Монолог в прозаическом произведении - это "речь в ре­ чи", это вставка в авторское повествование. Автор ведет чи­ тателя, раскрывая ход событий и характеры их участников в их взаимосвязи. Как правило, в художественной прозе автор­ ское повествование преобладает над речью героев произведе­ ния. Особенность "Крейцеровой сонаты" состоит в том, что ав­ торское повествование здесь минимально по объему, а по со­ держанию в большинстве случаев сближается с ремарками в ча­ сти описания рассказчика. Повествователь в авторской речи говорит о себе, о ситу­ ации в вагоне и о рассказчике, например: "И он, шатаясь по­ шел через вагон. Я сидел один, перебирая все, что он сказал мне, и так задумался, что и не заметил, как он вернулся из другой двери" (гл.ХУП); "Вошли два пассажира и стали усажи­ ваться на дальней лавочке. Он молчал пока они усаживались, но teaк только они затихли, он продолжал, очевидно, ни на ми­ нуту не теряя нити своей мысли" (гл.ХШ). (См.гл.У, начало главы ХХУ, конец повести). Вторая функция авторской речи - вводить и комментиро­ вать речь персонажей; основная форма выполнения этой функ­ ции - авторские ремарки при прямой речи, они же служат сред­ ством связи авторского повествования с прямой речью. В "Крейцеровой сонате" в структуре монолога авторских рема­ рок тоже немного. Одна из них вводит монолог: "Он помол­ чал, потер руками лицо и начал..." (гл.Ш). В ряде ремарок повторяется с вариациями напоминание о его манере говорить, о чем было сказано в начале повести: "Особенность этого господина состояла еще в том, что он изредка издавал стран­ ные звуки, похожие на откашивание или на начатый и обор­ ванный смех" (гл.1), а затем: "Он замолчал и раза два издал свои странные звуки, которые теперь уже совсем похожи были на сдержанные рыдания" (гл.ХУП); см.ремарки в главах Ш, У, X, XIX, XXI, ХХШ . Подобные повторения составляют характер­ ную черту стиля Толстого. -120-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=