ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
В последовательном описаний жизни преобладают то общие социальные вопросы, то личные. Монолог в прозаическом произведении - это "речь в ре чи", это вставка в авторское повествование. Автор ведет чи тателя, раскрывая ход событий и характеры их участников в их взаимосвязи. Как правило, в художественной прозе автор ское повествование преобладает над речью героев произведе ния. Особенность "Крейцеровой сонаты" состоит в том, что ав торское повествование здесь минимально по объему, а по со держанию в большинстве случаев сближается с ремарками в ча сти описания рассказчика. Повествователь в авторской речи говорит о себе, о ситу ации в вагоне и о рассказчике, например: "И он, шатаясь по шел через вагон. Я сидел один, перебирая все, что он сказал мне, и так задумался, что и не заметил, как он вернулся из другой двери" (гл.ХУП); "Вошли два пассажира и стали усажи ваться на дальней лавочке. Он молчал пока они усаживались, но teaк только они затихли, он продолжал, очевидно, ни на ми нуту не теряя нити своей мысли" (гл.ХШ). (См.гл.У, начало главы ХХУ, конец повести). Вторая функция авторской речи - вводить и комментиро вать речь персонажей; основная форма выполнения этой функ ции - авторские ремарки при прямой речи, они же служат сред ством связи авторского повествования с прямой речью. В "Крейцеровой сонате" в структуре монолога авторских рема рок тоже немного. Одна из них вводит монолог: "Он помол чал, потер руками лицо и начал..." (гл.Ш). В ряде ремарок повторяется с вариациями напоминание о его манере говорить, о чем было сказано в начале повести: "Особенность этого господина состояла еще в том, что он изредка издавал стран ные звуки, похожие на откашивание или на начатый и обор ванный смех" (гл.1), а затем: "Он замолчал и раза два издал свои странные звуки, которые теперь уже совсем похожи были на сдержанные рыдания" (гл.ХУП); см.ремарки в главах Ш, У, X, XIX, XXI, ХХШ . Подобные повторения составляют характер ную черту стиля Толстого. -120-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=