ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

нее. Но "писал плохо. Что у него за язык? Больше знаков препина­ ния, чем слов"^. Очень любил Толстой Чехова за простоту, ясность сюжетов и языка, даже ставил его в пример Горькому. Когда Горький прочитал Льву Толстому свой рассказ "Бык", Толстой похвалил автора за то, что тот знает "фокусы" языка, но отметил, что распоряжается сло­ вами он неумело: "Все мужики говорят у вас очень умно. В жизни они говорят глупо, несуразно, - не сразу поймешь, что он хочет сказать. Это делается нарочно, - под глупостью слов у них всегда спрятано желание дать выговориться другому. Хороший мужик никогда сразу не покажет своего ума, ему это не выгодно...А у вас - все нараспашку, ч в каждом рассказе какой-то собор умников. И все афо­ ризмами говорят, это тоже не верно, - афоризм русскому языку не с р о д е н " Н а вопрос Горького о пословицах, поговорках Толстой за­ метал, что это другое дело, "это не сегодня сделано". Вызвало кри­ тику Толстого и стремление Горького приукрасить природу и своих героев. Познакомившись с пьесой "На дне", Толстой снова упрекнул Горького; "Потом язык очень бойкий, с фокусами, это не годится. Наде писать проще, народ говорит просто, даже как будто бессвязно, а хорошо. фокусов - не надо" . A.М.Горький, как он сам об этом рассказывал в своих воспоми­ наниях, учился у Толстого какой-то особенной, невыразимой красоте его речи, "насыщенной деревенской простотой". Р.Роллан поставил Толстого рядом с Шекспиром по тонкости и широте кисти, по умению создать картины великие и одновременно правдивые^. Школой литературного мастерства могут быть и полные глубоко­ го смысла высказывания Толстого о языке вообще и о языке писателя, высокие требования, предъявляемые им к языку художественной лите­ ратуры. Некоторые из них звучат как афоризмы. Ср., напр., хотя бы следующие: "Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем мно­ го, но плохого, то же и в к н и г а х " " К а к ужасно вредна для худо­ жественного произведения фальшивая нота, отсутствие чувства ме­ ры "...все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда upocTH";,f7 "Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи". B.И.Ленин в статьях о Толстом, говоря о величии писателя, о мечал в нем величие художника, "который дал ряд самых замечатель­ ных художественных произведений, ставящих его в число великих пи­ сателей всего мира". Тем более становятся бесценными и требуют самого пристального изучения высказывания гениального писателя о писательском труде, о языке художественной литературы, о языке народа ("поэтическом регуляторе"), о секретах поисков "золота в - 12 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=