ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
Монолог противостоит диалогу как структурной единице чужой речи, состоящей из двух или нескольких реплик, принад лежащих двум говорящим или большему количеству. Но взаимоот ношения монолога и диалога бывают более сложными: монолог, может быть составной частью диалога, диалог может включать ся в монолог^ это касается вопросов структуры монолога. Монологи и диалоги в прозе разнообразнее по выражению их разными формами чужой речи; в драме используется только прямая речь, т.е. речь, передаваемая от лица говорящего (косвенная речь может зключаться в прямую как ее составная часть). Основа драмы - диалог. Основа прозы - авторское по вествование, в которое вставляются диалоги и монологи пер сонажей. Но диалоги и монологи могут составить основу рас сказа, быть стержнем его композиции. В данной работе анализируется внешний монолог в| пове сти Л.Толстого "Крейцерова соната" (1887—1889 гг. ). Основ ная часть композиции повести - монолог; в этом отношении она перекликается с изданным в 1886 году рассказом А.П.Чехо ва "На пути": в одном и в другом произведении незнакомые лю ди встречаются в дороге (у Чехова - на постоялом дворе, у Л.Толстого - в вагоне железной дороги), и один из них рас сказывает другому историю своей жизни. В обоих произведени ях ставятся проблемы общественного значения, но у Чехова в рассказе героя больше ярко индивидуального; у героя Толсто го личное представлено как общее, социальное; необычен толь ко частный трагический случай - убийство жены и доставшееся ему дорогой ценой нравственное перерождение. Рассказ Поздны- иева о себе стал критикой общественного устройства , воспита ния юношей и девушек, отношения мужчины к женщине, семейных отношений. Таким образом, монолог героя использован Л.Тол стым для выражения идеи произведения. Оригинальность и слож ность композиции повести состоит в том, что она написана от первого лица, причем повествователь представлен в роли слу шателя исповеди Позднышева; изредка он прерывает рассказ короткими репликами: вопросами или замечаниями, которые не нарушают цельности рассказа Позднышева, не меняют его нап-118-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=