ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

Монолог противостоит диалогу как структурной единице чужой речи, состоящей из двух или нескольких реплик, принад­ лежащих двум говорящим или большему количеству. Но взаимоот­ ношения монолога и диалога бывают более сложными: монолог, может быть составной частью диалога, диалог может включать­ ся в монолог^ это касается вопросов структуры монолога. Монологи и диалоги в прозе разнообразнее по выражению их разными формами чужой речи; в драме используется только прямая речь, т.е. речь, передаваемая от лица говорящего (косвенная речь может зключаться в прямую как ее составная часть). Основа драмы - диалог. Основа прозы - авторское по­ вествование, в которое вставляются диалоги и монологи пер­ сонажей. Но диалоги и монологи могут составить основу рас­ сказа, быть стержнем его композиции. В данной работе анализируется внешний монолог в| пове­ сти Л.Толстого "Крейцерова соната" (1887—1889 гг. ). Основ­ ная часть композиции повести - монолог; в этом отношении она перекликается с изданным в 1886 году рассказом А.П.Чехо­ ва "На пути": в одном и в другом произведении незнакомые лю­ ди встречаются в дороге (у Чехова - на постоялом дворе, у Л.Толстого - в вагоне железной дороги), и один из них рас­ сказывает другому историю своей жизни. В обоих произведени­ ях ставятся проблемы общественного значения, но у Чехова в рассказе героя больше ярко индивидуального; у героя Толсто­ го личное представлено как общее, социальное; необычен толь­ ко частный трагический случай - убийство жены и доставшееся ему дорогой ценой нравственное перерождение. Рассказ Поздны- иева о себе стал критикой общественного устройства , воспита­ ния юношей и девушек, отношения мужчины к женщине, семейных отношений. Таким образом, монолог героя использован Л.Тол­ стым для выражения идеи произведения. Оригинальность и слож­ ность композиции повести состоит в том, что она написана от первого лица, причем повествователь представлен в роли слу­ шателя исповеди Позднышева; изредка он прерывает рассказ короткими репликами: вопросами или замечаниями, которые не нарушают цельности рассказа Позднышева, не меняют его нап-118-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=