ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

М.К. М И I Ы X МОНОЛОГ, ЕГО СТРУКТУРА в "КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ" Л.ТОЛСТОГО Монолог - это один из типичных элементов композиции ху­ дожественного произведения, драматического и прозаического; он входит в число лингвистических признаков художественного функционального стиля. Но языковедами монолог специально не изучался, поэтому он не имеет достаточно точного определения; это отражено в словарях, как общих, так и специальных, лите­ ратуроведческих и языковедческих. Из признаков монолога отме­ чается:!) его адресованность, причем, как правило - самому себе, иногда указывается адресованность другим или зрителям (в драме), 2) пространственнос*ь, 3) независимость от реп­ лик других лиц, 4) содержательная функция - самохарактери­ стика. Монолог в драме наиболее полно и разносторонне исследо­ ван Н.К.Пиксановым, который указывал: "И стилистически, и архитектонически, и идейно монолог в драматической пьесе всегда имеет стремление замкнуться, выделиться из общего состава текста".^ Классический труд Н.К.Пиксанова может слу­ жить опорой и в некоторых отношениях образцом для исследова­ ния монологов и диалогов не только в драме, но и в прозе. В исследованиях прозаических произведений Л.Толстого большое внимание уделяется внутренним монологам, о них пи­ сал еще В.В.Виноградов в большом труде о языке Л.Толстого,4 подчеркивая роль в них несобственно-прямой речи. В лингви­ стической литературе закрепилось представление о несобст­ 1. Л.И.Тимсфеев и С.В.Тураев. Словарь литературоведческих терминов. М., "Просвещение", 1974. 2. А.Квятковский. Поэтический словарь. "Советская энцикло­ педия". М., 1966; О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. 3. Н.К.Пиксанов. Творческая история "Горя от ума". "Наука", М., 1971, стр.186. 4. Литературное наследство. 35-36, Л.Н.Толстой. I, М. ,1939. -116-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=