ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

её губы, лицом, ухаживала за Василием Андреичем (хр); ...стал греть о лар свои, с всегда напухшими от работы пальцами, руки (там же). Обращение Л.Н.Толстого к народному языку, "рассказывающему о жесте полнокровного движения, максимального движения, отчетли- 3 вого движения", языку, в "самой архитектуре" которого - жест , обращение к его прозрачному синтаксису, его коротким и простым предложениям (в повестях "Смерть Ивана Ильича", "Отец Сергий" и др.) как бы приходит в противоречие с обычной, "сложной" автор­ ской манерой. Под влиянием разговорной речи и намерения писать просто в повестях и рассказах 80-900-х годов снижается удельный вес одних синтаксических явлений и возрастает роль, происходит оформление других. В синтаксисе Л.Н.Толстого появляется больше простых предложений - в этом смысле синтаксис становится более простым, но и менее (еще менее) ровным, гладким и периодическим; возникает необходимость преодоления "торосов" из второстепенных членов внутри простого или вообще меньшего по объему предложения; существенно меняется ритмо-мелодический рисунок фразы (очень важ­ ное структурное явление художественной речи позднего Толстого, возникшее в результате компрессии, - явление, требующее специаль­ ного изучения). См. приведенные выше примеры и следующий: Лакей, бывший дворовый, кормивший своей службой (служба была выгодная - пятнадцать рублей жалованья и от господ на чай в год рублей ино­ гда до ста; свою большую семью - пять девок и два мальчика, вско­ чил и, оправившись и отряхнувшись, пошел к господам сказать, 4 t o .. l (Я). Отмеченное противоречие, столкновение различных жесто-инто- национных и эмоционально-экспрессивных планов и тот же характер синтаксических особенностей, мотивированных, как мы их условно назвали, спонтанными параязыковыми факторами, относимыми к субъ­ екту, наблюдаются и в романе "Воскресение", написанном в те же го­ ды (I889-1899). Это обстоятельство препятствует объяснению харак­ тера синтаксических особенностей произведений 80-900-х годов ис­ ключительно жанровой принадлежностью. Следует добавить, что, кроме отмеченных, наблюдаются и дру­ гие особенности синтаксиса Толстого, также связанные с интонаци­ онным "сбоем", столкновением эмоционально-экспрессивных планов: различного рода синтаксические галлицизмы и иноязычные вкрапления (одно иэ следствий ломки Л.Н.Толстым на основе народной речи "французской галантной, прекрасно сделанной литературной фразы"4! преодоления "не русской, не народной стихии"-5), некоторые архаи- - 114 -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=