ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
по объему, осложненные, а порой и несколько тяжеловесные автор ские ремарки в конструкциях с прямой речью (почти всегда поэто му находящиеся в постпозиции). Например: "А то рубликов пятнад цать дадите, я на конной куплю", - сказал Никита, знавший, что красная цена бескостречному, которого хочет ему сбыть Василий Андреич, рублей семь, а что Василий Андреич, отдав ему эту лошадь будет считать её рублей в двадцать пять, и тогда за полгода не увидишь от него денег (Хр); "Ты чего, Федюшка . слюни распустил, - хромая-то вовсе отстала", - крикнула молодайка, указывая на ковы лявшую позади стада трехногую овцу, и, взмахнув правой рукой хво ростинкой и как-то странно, снизу, кривой левой рукой перехватив дерюжку на голове, побежала назад за отставшей хромой мокрой чер ной овцой (КВ). Таковы "речестрой", "интонация" и "звучание" авторской речи, обусловленные индивидуально-авторскими моментами творчества Л.Н.Толстого, эмоционально-экспрессивным стержнем индивидуально- авторской речи. Следует оговориться, что многие из отмеченных явлений - общие с теми, которые наблюдаются у Толстого - автора романов "Война и мир" или "Анна Каренина" (т.е. наблюдаются в предыдущие периоды творчества), но в 80-900-е годы удельный вес этих явлений иной (об этом будет сказано ниже). Вторую большую группу синтаксических особенностей языка Л.Н.Толстого 80-900-х годов, мотивированных спонтанными параязы- ковыми факторами, относимыми к субъекту, составляют те, которые обусловлены влиянием "простой", народно-разговорной речи. Часть из них является результатом взаимодействия "литературной" автор ской речи и "разговорной" речи персонажей. Кроме того,известно,что 80-е годы ознаменованы для Л.Н.Толстого пересмотром эстетических позиций и особенным интересом к народно-разговорному языку, в ко- тором он видел идеал, образец языка художественных произведений . Синтез простого разговорного ("обыкновенного") и традицион но-литературного ("художественного") начал имел следствием не совпадение (неполное совпадение) "звучаний" традиционного ("слож ного") и народно-разговорного ("простого") языка, столкновение различных эмоционально-экспрессивных планов и жесто-интонацион- ных основ; имел следствием и языковую специфику, и в частности синтаксическую. По сравнению с предыдущим периодом,в языке худо жественных произведений 80-900-х годов (о народных рассказах и рассказах для детей мы не говорим - они занимают особое место) под влиянием синтаксиса народно-разговорной речи значительно уменьшилось общее число сложных, больших по объему, "громоздких" - 112 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=