ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978
должна была взять деньги из капитала, она почти не огорчилась, считая, что это естественно и даже хорошо, когда эта оспа приви вается в молодости и в хорошем обществе. Сначала Нехлюдов боролся, но бороться было слишком трудно, потому что все то4 что он, веря себе, считал хорошим, счита лось дурным другими, и наоборот, все, что, веря себе, он считал дурным, считалось хорошим всеми окружающими его..." (ХШ, чЛ, ХШ, с.50-51). Дальше следует 5 простых и сложных предложений неусложнен ного типа. В одном отрывке сложные синтаксические конструкции первых пяти отрезков, связанных интонацией и средством связи когда, создают единое сложное синтаксическое целое. Иногда группы из 3-4 анализируемых конструкций автор чере дует с 2-3 простыни или сложными предложениями минимальной структуры. "Первое чувство Нехлюдова, когда он проснулся на другое утро, было то, что он накануне сделал какую-то гадость. Он стал вспоминать: гадости не было, поступка не было дур ного, но были мысли, дурные мысли о том, что все его тепереш ние намерения - женитьбы на Катюше и отдачи земли крестьянам, - что все это неосуществимые мечты, что всего этого он не выдер жал, что все это искусственно, неестественно, а надо жить, как жил. Поступка дурного не было, но было то, что много хуже дур ного поступка: были те мысли, от которых происходят все дурные поступки. Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступ кам; дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге. Повторив в своем воображении утром вчерашние мысли, Нехлю дов удивился тому, как он мог хоть на минутку поверить им. Как ни ново и трудно было то, что он намерен был сделать, он знал, что это была единственная возможная для него теперь жизнь, и как ни привычно и легко было вернуться к прежнему, он знал, что это была смерть"(ХШ, ч.П, ХХУ, с.293). В нашем материале отмечено отсутствие многочисленных сложноподчиненных предложений в значительнгх по объему отрыв ках, заключенных изучаемой структурой с функцией вывода. См.,' например, XXX раздел второй части, оканчивающийся абзацем, в центре которого находится сложная синтаксическая конструкция: "Очень много было там (в научных книгах - Н.В.) умного, учено го, интересного, но не было ответа на главное - по какому пра- , ву одни наказывают других? Не только не было этого ответа, но -104-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=