ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1978

и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе"(ХШ, чЛ, I, с.5). Семантические функции многочленных сложноподчиненных предло­ жений в изучаемом романе Толстого, как и у других писателей, обусловлены контекстом. Общеизвестно, что произведения Толстого, в том чиле и ро­ ман "Воскресение", отличаются глубоким психологизмом, раскрытием внутреннего мира героев, описанием их чувств, мыслительной дея­ тельности, взаимоотношений людей и т.д. Эти тонкие и сложные по­ нятия невозможно было бы выразить .без использования соответству­ ющей им языковой формы. Такой формой и служат сложные синтакси­ ческие конструкции в их разновидностях. Наиболее часто Толстой употребляет их в романе "Воскресе­ ние" в семантической функции выражения различных чувств, психо­ логически напряженных ситуаций (?7$): "Он чувствовал, что влюб­ лен, но не так, как прежде, когда эта любовь была для него тай­ ной и он сам не решался признаться себе в том, что он любит, и когда он был убежден в том, что любить можно только один раз, - теперь он был влюблен, зная это и радуясь этому и смутно зная, хотя и скрывая от себя, в чем состоит эта любовь и что из нее может выйти” (ХШ, чЛ, Х1У, с.55). Второе место по частотности в романе занимают исследуемые структуры с функцией детального изображения мыслительной дея­ тельности героев произведения и автора (27%). Сложные синтакси­ ческие конструкции - одна из наиболее естественных, удобных форм для изображения последовательности или непоследовательно­ сти развития мысли с ее обоснованиями, аргументациями, установ­ лением различных связей: "Но как только он задал себе этот во­ прос, он тотчас же понял, что, сочтя себя освобожденным и бро­ сив ее, он накажет не ее, чего ему хотелось, а себя, и ему ста­ ло страшно" (ХШ, ч.П, XXIX, с.308). Меньшей частотностью в исследуемом материале отличаются сложноподчиненные предложения поликомпонентного построения с Функцией изображения обстановки, противоречивых жизненных ситу­ аций, взаимоотношений людей (11$): "Они спустились вниз по ка­ менной лестнице, прошли мимо еще более, чем женские, вонючих и шумных'камер мужчин, из которых их везде провожали глаза в форточках дверей, и вошли в контору, где уже стояли два конвой­ ных солдата с ружьями"(ХШ, ч.1, I, с.8); "А между тем шашни с фельдшером, за которые Маслова была изгнана из больницы и в су­ ществование которых поверил Нехлюдов, состояли только в том, -101-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=