ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

сл егк а кланялся по серединному направлению между гробом, дьячком и образами на стол е в у глу . Потом, когда это движение крещения рукой показалось ему уже слишком продолжительно, он приостановил­ ся и стал р азглядывать мертвеца" ( 2 6 - 6 3 - 6 4 ) . Так слово крестить ся совершенно лишается религиозной окраски, сближается со сло­ вом кланяться и наполняется "механическим" содержанием: "движе­ ние крещения рукой ". В первой г л а в е имеется и прямая авторская речевая характеристика, например", при описании покойного Ивана Ильича, с обобщающими сравнительными предложениями ( " . . . л е ж а л , как всегда лежат мертвецы", " . . . и выставлял, как всегда выс­ тавляют мертвецы"), с условно-сравнительным определением, с ха­ рактеризующими обособленными обстоятельствами, и набором слов, детализирующих описание внешности (2 6 , 6 4 ) . Это описание, как и звестно , обратило на себя внимание Горького:"Вот язык реалиста: простыми словами, умело поставив среди них два словечка - "как в с ег д а ", он невольно за ста в л я е т вас смотреть на мертвеца как на самое обыкновенное, будничное я в л е н и е ..," * Речевые приемы, к которым прибегает Толстой в первой гл а­ в е , разнообразна и нуждаются в специальном освещении. Уже в ней происходит срывание масок, однако прямой авторской оценки еще н е т . Собственно, оценочно-речевой план автора - прямо и открыто- - начинает звучать со второй главы, первое же предложение кото­ рой насыщено обобщенной оценочностью, усиленной благодаря анти­ т е з е : " Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная" (26 , 6 8 ) . Этот оценоч­ но-речевой план пронизывает все дальнейшее повествование, дости­ гая разящей силы, спл е тая сь с оценочно- речевым планом умирающе­ г о Ивана Ильича. 2 . По-иному проявляется авторский оценочно-речевой план в "Креицеровой с о н а т е " . "Крейцерова соната" - с к а з , и это в значительной мере отра­ зилось как на характере проявления образа ав тор а, так и на автор - ckoii оценочно-речевом плане. В жанрово-композиционной структуре повести ятчетливо выделяются два образа - повествователя, орга­ низующего повествование и ведущего его от своего имени - от пер­ вого лица, и расск азчи к а, являющегося также главным героем про­ изведения, - Позднышева, чей р асск аз или чья исповедь занимает в I Сб. "Русские писатели о языке". Изд. "Советский писатель", Л . , 1954, с т р . 7 3 4 . 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=