ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

ПидоЛнмп инриллоли основаны на большом количестве призеров гiiiif|н mi пи•> " гм'-'н-иных слов в тей сте произведений Л .Толстого и М. I tijibii.n.i. "I >г,т,г итмпно"- атрибутивные слова образуют в них цельные йммллоком о определенными закономерностями словоупотребления у х а ­ м и т « т о р е и п то же время - с очевидной единонаправленностью % м т р и т ц и м " речевых средств при сложном синтезе реалистического и ичтиричоокого. Такого рода единонаправленность получает разные выражения, и с ней неизбежно приходится счи таться как с важ­ ном фактором с 11 язи индивидуально-авторских речевых стилей в си сте­ ма «^нелитературного язы ка. Ею во многом детерминируется соотноше­ ние типично-толстовского и типично-горьковского. с той точки зрения нельзя полностью со гл аси ться с автором одной им литературоведческих р аб от, который, отмечая ряд творчес­ ки» "схождений" в произведениях Л .Толстого и М .Горького, пишет: трпипип некоторые высказывания Толстого и Горького, мы поразимся и л я <и:ти их взглядов на человеческий х а р а к те р . Оба писателя п о л ь- луитон почти теми же самыми определениями: Толстой говорит о людях, что они "пегие - хорошие и плохие вместе* ( т .5 1 ; CTp.44)i Горький пишет о "пестроте":- (П ьеса) "одноцветна, в с е люди в ней н е е с т е с т - мг,ню черны, то гд а как естественное соотояыие человека - п ес тр о та , россияне же особенно пестры, чем и отличаются существенно от дру­ гие наций" ("М .Горький. Материалы и исследования", т .1 , 1934, с т р . )3%)i Это сходство не .только мысли, но и ее выражения, конечно, не ес ть р езуль тат знакомства с толстовской формулой. Да и не в непо­ средственном воздействии творчества Толстого на Горького прежде вовго д е л о . Дело в преемственности законов и св язей литературного процесса, в русле которого находятся оба писателя как е го вырази­ тели и творцы ."15 Приведенная цитата иллюстрирует ту противоречивость оценок, которая почти неизбежно возникает при обращении к проблеме твор­ ческой преемственности, когда речь заходит о содержательной форме. Нежелание признать прямое заимствование и в то же время - н евоз­ можность объяснить некоторые семантихо-стилистические параллели (в данном случае - необычное употребление слов пегий и пестрый дня оценки человеческого х ар ак тер а) ведут к немотивированному отрица­ нии всякой с в я зи . Однако объективных данных о том, знал ли М .Горь- цистика М .Горького, М., 1961, с т р .614, 6 3 5 ) . См. такж е: Ю.С. Я з и к о в а , Слово жирный в повести М.Горького "Хозяин". "Вопросы стилистики ", Саратов, вы п .4 , 1972. 1 3 ) С. Г . Б о ч а р о в , Психологическое раскрытие харак тера в рус­ ской классической литературе и творчество Горького, с т р .168 -169 . 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=