ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
Л.Г.БАРЛАС ОЦЕНОЧНО-РЕЧЕВОЙ ПЛАН В СТРУКТУРЕ СТИЛЯ ПОЗДНЕГО ТОЛСТОГО После и зв е ст н о го перелома в 8 0 -х годах Л.Н.Толстой непре - менннм условием истинного художественного произведения считает яс но выраженную в нем позицию а в т о р а . Писатель, художник, видящий св оё назначение только в сом, чтобы"изображать жизнь"(30 , 1 5 ) , но не считающий нужным выразить с в о е отношение к предмету изображения или не имеющий определенно г о взгл яд а на этот предмет, вызывает резкое осуждение со стороны Т о л сто г о . В высказываниях о сочинениях различных писателей (Мо п ассана, Семенова, Поленца), в т р а к т а т е "Что та ко е искусство" Толстой неизменно подчеркивает, что "правильное, то есть нрав ственное отношение автора к предмету" ( 3 0 ,7 ) - это "цемент, ко торый связывает всякое художественное произведение в одно целое" (30 , 1 8 ) , дает ему " е г о силу ", делает его "заразительным, то есть вызывает в зрителе, слушателе и читателе т е ч у в с т в а , кото - рыв испытывает художник" (2 9 , 2 1 3 ) . Естественно, что оценочно-речевой план, в котором проявляв ется "отношение художника к своему предмету" ( 3 0 , 1 5 ) , приобре тает особую роль в структуре стиля позднего Толстого. Нельзя, однако, не учитывать, что в произведениях Толсто го функционируют одновременно несколько оценочно-речевых планов, находящихся в сложном взаимодействии и направляемых образом а в т о р а . Особенность стиля поздних произведении Толстого заключает ся в том , что в них оценочно-речевой план автора, сближаясь или даже сливаясь с оценочно-речевым планом гл авно го г е р о я , с неви данной ранее непримиримостью стал кивае тс я с оценочно-речевыми планами остальных персонажей. Но столкновение это проявляется в разных формах и выражается различными художественно-речевыми ' средствами. Рассмотрим оценочно-речевой план в таких произведениях позднего Толстого, как "Смерть Ивана Ильича", "Креицерова сона т а " , "Воскресение". I . Речевая структура повести "Смерть Ивана Ильича" своеобраз на, сложна и многопланова. Оценочно-речевой план автора лишь по- постепенно пробивается ск в о зь толщу социально- и индивидуально-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=