ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
телей, и дурными свойствами братии, но теперь в с е это не только радостно переносилось, но составляло в жизни утешение и поддерж к у . . . Старец с к а за л ему, что как нужна материальная пища для под держания жизни, так нужна духовная пища - молитва церковная - для поддержания духовной жизни. Он верил в э т о , и действительно, служба церковная, на которую он с трудом поднимался иногда поут ру, давала ему несомненное успокоение и р ад о ст ь. Радость давало и сознание смирения и несомненности поступков, всех определенным старцем . Интерес же жизни состоял не только во в с е большем и большем покорении своей воли, но все большем и большем смирения, но и в достижении всех христианских добродетелей, которые в пер вое время казались ему легко достижимыми. Имение свое он все от дал в монастырь и не жалел его , лености у него не было. Смирение перед низшими было не только легко ему, но доставляло ему радость . . . Спасение в этом положении было послушание - работа - и весь занятой день молитвой. Он, как обыкновенно, полился, клал покло ны, даже больше обыкновенного молился, но молился телом, души не было. И это продолжалось день, иногда два и потом само проходило. Но день этот или два были уж а сны ... Вообще за в с е это время Ка - са тс кия жил не по своей воле, а по воле старц а, и в этом послу- шании было особенное спокойствие"("Отец Сергий” , т . 1 2 , с т р . 3 74 -376 ). В данном т е к с т е организующее слово, лексический лейтмотив - существительные послушание и смирение, их неоднократное повторение подчеркивает сложность, многотрудность в осознании их необходимости для монашеской жизни Каса тск о го . Это усиливается благодаря вв еде нию дважды- повторяющегося глагол а молился и о т г л а г о л ь н о г о с ущ е с т вительного молитва. Л.Н.Толст ой часто намеренно повторяет какое-либо слово, обо значая им явление, против которого он про тестует, которое он бичу е т , например:"Священник с спокойной совестью д е л ал , что он делал, потому что с детства был воспитан на том, что э то единственная ис тинная ве р а, в которую верили все прежде жившие святые люди и т е - перь верят~духовное и св етс к о е начальство. Он верил не в т о , что из хлеба сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно кусочек бога, - в это нелья в е рить, - в верил в т о , что надо верить в эту в е р у . Главное же, у т верждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он 18 лет уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном училище. Так же верил и дьячок и еще тверже, чем священник, поточу что совсем забыл сущность догматов этой в е р ы .. . Начальник же тюрьмы и надзиратели, хотя никогда и не 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=