ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
Повтор существительного ложь и глагола л г а т ь помогает пе редать смятение в душе г еро я , а повторным употреблением грубо г о слова врать подчеркивается его протест против лжи. Мы слов но слышим крик души доведенного до отчаяния чело ве ка , во всех этих словах заключен основной смысл целого т е к с т а , по терминологии Г.Я.Солганика, их можно назват ь лексическим лейтмотивом данного т е к с т а .^ Смысловая н агрузка слов ложь, л г а т ь увеличивается благо даря сочетанию их с глаголом хотели: хотели л г а т ь , хотели и за - ставляли его самого принимать участие в а т о к лжи, а также повто ром г л агол а знать в сочетании с подлежащими-местоимениями в с е - он, вы-я: все знали и он знал; вы зн а ете и я знаю. Ту же функцию в повести "Халжи-Мурат" выполняет отгалгольное с у ществительное выход, так как переход Хаджи-Мурата на сторону рус ских означал переломный момент в войне с горцами. Кроме то го , вы ход к русским имел роковое значение для судьбы самого геро я. Употребление лексически повторяющихся существительных, г л аголо в в значительной степени обусловлено общей направленностью творчества Л .Н .Толстого. Это - обличение существующих порядков, разоблачение официального мира, уродующего жизнь народа, и иска ние смысла жизни. Путь искания смысла жизни очень труден, мучите л е н . Поэтому постигнув, как ему кажется, его , писатель стремит с я разъяснить его обстоятельно, т а к , чтобы основная мысль не ус кользнула от читателя. Отсюда повторы одного и того же слов а, в котором заключен основной смысл. Это явление языка наблюдается у Л.Н.Толстого именно там, где описываются идейные искания г е р о е в , их стремление разобраться в противоречиях окружающей их действительности. Так, в центре повести "Отец Сергий" - преодо ление бывшим гвардейским офицером своего Я, своей гордыни, само ан а ли з. Это медленный , мучительный процесс. Наконец герой на ходит т о , что поможет ему преодолеть с е б я , - это послушание, сми рение: "Если многие требования монашеской жизни в монастыре, близком к столице, и много посещаемом, не нравились ему, соб л а з няя е г о , в с е это уничтожалось послушанием: не мое дело рассуж д а т ь , мое дело нести назначенное послушание, будет ли то стояние у мощей, пение на клиросе или ведение счетов по гостинице. Вся кая возиожность сомнения в чем бы то ни было устранялась тем же послушанием старцу. Не будь послушания, он бы тяготился и про должительностью и однообразием церковных служб, и суетой посети- 2 См. Г.Я.Солганик. Синтаксическая стилистика. М., "Высшая школа", 1973, с т р . 64-65. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=