ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

Повтор существительного ложь и глагола л г а т ь помогает пе­ редать смятение в душе г еро я , а повторным употреблением грубо­ г о слова врать подчеркивается его протест против лжи. Мы слов­ но слышим крик души доведенного до отчаяния чело ве ка , во всех этих словах заключен основной смысл целого т е к с т а , по терминологии Г.Я.Солганика, их можно назват ь лексическим лейтмотивом данного т е к с т а .^ Смысловая н агрузка слов ложь, л г а т ь увеличивается благо­ даря сочетанию их с глаголом хотели: хотели л г а т ь , хотели и за - ставляли его самого принимать участие в а т о к лжи, а также повто­ ром г л агол а знать в сочетании с подлежащими-местоимениями в с е - он, вы-я: все знали и он знал; вы зн а ете и я знаю. Ту же функцию в повести "Халжи-Мурат" выполняет отгалгольное с у ­ ществительное выход, так как переход Хаджи-Мурата на сторону рус­ ских означал переломный момент в войне с горцами. Кроме то го , вы­ ход к русским имел роковое значение для судьбы самого геро я. Употребление лексически повторяющихся существительных, г л аголо в в значительной степени обусловлено общей направленностью творчества Л .Н .Толстого. Это - обличение существующих порядков, разоблачение официального мира, уродующего жизнь народа, и иска­ ние смысла жизни. Путь искания смысла жизни очень труден, мучите­ л е н . Поэтому постигнув, как ему кажется, его , писатель стремит­ с я разъяснить его обстоятельно, т а к , чтобы основная мысль не ус­ кользнула от читателя. Отсюда повторы одного и того же слов а, в котором заключен основной смысл. Это явление языка наблюдается у Л.Н.Толстого именно там, где описываются идейные искания г е ­ р о е в , их стремление разобраться в противоречиях окружающей их действительности. Так, в центре повести "Отец Сергий" - преодо­ ление бывшим гвардейским офицером своего Я, своей гордыни, само­ ан а ли з. Это медленный , мучительный процесс. Наконец герой на­ ходит т о , что поможет ему преодолеть с е б я , - это послушание, сми­ рение: "Если многие требования монашеской жизни в монастыре, близком к столице, и много посещаемом, не нравились ему, соб л а з­ няя е г о , в с е это уничтожалось послушанием: не мое дело рассуж­ д а т ь , мое дело нести назначенное послушание, будет ли то стояние у мощей, пение на клиросе или ведение счетов по гостинице. Вся­ кая возиожность сомнения в чем бы то ни было устранялась тем же послушанием старцу. Не будь послушания, он бы тяготился и про­ должительностью и однообразием церковных служб, и суетой посети- 2 См. Г.Я.Солганик. Синтаксическая стилистика. М., "Высшая школа", 1973, с т р . 64-65. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=