ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
.......Г" 1 '“ ". ", которой "мелкие детали получают обобщённо-символиче- ORUU омиол" 9 и т .п . ииачп говоря, преемственность толстовских традиций в речевой иi n i t >ко м .Горького сказывается в ряде важных тенденций и явлений, н.п ™ гнооти, - в приёмах реалистической типизации и индивидуали- |ии,< имитированных М.Горьким, в методах создания реалистической и <»щршвокой речевой символики. Соединяя "оамый трезвый реализм и ' ркааиив воех и всяческих масок" (В .И .Ленин), Л.Толстой создал памолктиую индивидуально-стилевую систему, в которой навли особое преломление лучшие традиции предшествующего периода и через призму ш торой , в свою очередь, общелитературная система была воспринята А,Н.Чеховым, М.Горьким и другими активными носителями литературно го языка, оохранивпими и упрочившими традиционные реалистические ооновы русокой художественной речи в конце XIX - начале XX века и п ооветский период. При сопоставительном анали зе словоупотребления Л .Толстого и м .Горького интересные семантико-стилистические параллели могут быть отмечены в группе атрибутивных с л о в . Это относится и к прила гательным, обозначающим ц в е т ,з а п а х ,з в у к и другие внешние признаки, и к оценочно-атрибутивным словам . Так, прилагательные чистый. г р я з ный! белый.серый.чёрны й .тёмный. пёстрый: блестящий. сияющий. тусклый: пахуч ий, душистый, в онючий: т одетый. ж ирный . сытый обнаруживают в про изведениях того и другого писателя характерное осложнение номина тивных и распространительно-переносных значений, сходные тенденции к обобщённо-оценочному осмыслению. Наиболее полно используются при этом семантико-стилистические возможности слов чистый - грязный, белый - серый; сытый, жирный, толстый. Эти олова получают в толс товской и горьковской речи особые оценочно-характеризующие свойст в а , двуплановость (или многоплановость) оценки, целую гамму смыс ловых оттенков и типичных экспрессивно-семантических сдви гов. В кач естве социально-характеризующих деталей авторского повествова ния они включены в сложную систему индивидуального словоупотреб ления с высокой степенью "авторизации" и являются активными слове сными символами, получая определённый резонанс в общелитературном язы ке. Внешний и внутренний кон траст, выраженный словами чистый, бе лый и грязный, серый в романе Л .Толстого "В оскресение", д ел ает их важным композиционным средством развития сюжета. Характерна лейт мотивная прикреплённость слова чистый (и его производных) к обра зу Нехлюдова н использование его для передачи социально-типическо- 9 ) В.В.В и н о г р а д о в , 0 языке Толстого, с т р .180. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=