ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

нец - и тут же без модального слова: КУПЩ СЕЛ). Подобный прием характеристики образа рассказчика я вл яе тс я специфическим в "Крей- церовой сонате" и избран Толстым не случайно. С помощью его пи­ с а те ль рисует интеллектуальный образ рассказчика и заставляет мыс­ лить вместе с ним. "Сосед моя, нервный господин с блестящими глазами,ОЧЕВИДНО, т о к е заинтересовался и , не вставая с места, прислушивался"( 2 7 , 9 ) . "Внушительность интонаций купца, ОЧЕВИДНО, побеждала слушателей,и дама даже чувствовала себя подавленной, но все еще не сдавалась" ( 2 7 , 1 1 ) . Предположение, высказанное вначале, и последующая мысль р а с ­ сказчика находятся в причинно-следственных отношениях, которые вы­ ражаются не формальными или лексико-грамматическими средствами, а заложены в глубинной структуре предложения ( с р . : Сосед, ОЧЕВИДНО, ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ (об этом можно судить по тому, ч т о . . . прислуим - вался); внушительность интонаций, ОЧЕВИДНО, побеждала (об этом мо­ жно судить по тому, что . . . дача чувствовала себя подавленной). Причинно-следственные отношения зачастую находят и струк - турно-семантическое выражение:"ДОЛЖНО БЫТЬ, и на него действовал ч а я , ПОТОМУ ЧТО он становился все возбужденнее и возбужденнее." (27 , 2 0Х Лексико-семантический набор модальных слов, встречающихся в речи расск азчик а, характери зует его как человека образованного, как человека одного круга с Позднышевым. Даже количественный с о ­ с т а в модальных лексем в речи Позднышева находится в соответствии с модальными лексемами в речи р ас ск азчи к а. Наиболее частотным в речи того и другого яв л я е тс я модальное слово проблематической до­ стоверности -ОЧЕВИДНО ( в речи Позднышева употреблено I I р а з , в речи р ас ск азчик а-13 р а з ) . Подводя итог краткого анализа стилистических функция модаль­ ных слов в "Креяцеровой со н а т е ", необходимо, пожалуй, отметить и еще один аспект модальных слов - грамчатико-стилистический. Л.Тол­ стой наряду с модальными словами использует в-повести и их функ­ циональные синонимы, т . е . одинаковые по звучанию и написанию сло в а, относящиеся к другим лексико-грамматическим классам . Это свидетельствует о том внимании, которое уделяет писатель семанти­ ческой значимости слов. Движение сдов из одного лексико-граммати­ ческого класса в другой, КОНЕЧНО, св язано с лексическими сдвигами и появлением новых оттенков значений слова,которые и являются од­ ним из средств выражения нюансов толстовских мыслей. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=