ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
НО, ВПРОЧЕМ, В СУЩНОСТИ и разговорные модальные частицы АВОСЬ, КАК ЖЕ в речи Позднышева - контрастные речевыеэлементы, харак теризующие контрасты душевного настроя главного персонажа. Л.Н.Толстой рисует речевой портрет старика-попутчика, про тивоположный Позднышеву . В речи старика нет ни одного модального с л о в а , даже стилистически нейтрального. Наряду с разговорными э к с прессивными модальными частицами (НЕБОСЬ) и союзами (КАШ) в р е чи старика проскальзывают и стилистически сниженные слова. "Потому что он дурак, - с к а за л с т а р и к . - КАБЫ ои СПЕРВОНАЧАЛА не дал ей ходу, а УКОРОТУ бы дал настоящую, жила бы, НЕБОСЬ" ( 2 7 , I I ) . Речевой портрет дополняется и многочисленными суждени ями, свидетельствующей о патриархально-крестьянской идеологии старик а: "Не верь лошади в поле, а жене в доме" ( 27, 1 2 ) . "Глупости от образования" (2 7 , 10 ), "А в жешцине первое дело ст рах должен быть" (27, 10) и др. 3. Модальные слова - средство раскрытия образа рассказчика Рассказчик в "Крейцеровой сонате" - один из главных г е р о е в , имеющий существенное значение в системе образов и в раскрытии идейного содержания повести . Р ассказчик противопоставлен главному герою - Позднышеву, то возбужденному, мечущемуся, т о снова тихо му, подавленному. Р асс к азчик, он же собеседник Позднышева, - спо койный, рассудительный человек, внимательно наблюдающий за проис ходящим, за душевными муками "исповедующегося" Позднышева. Рас - с к азчик , пожалуй, не делает пространных выводов и умозаключений по поводу дискуссий в вагон е, не навязывает с в о е г о мнения чи тате лю и тогда, когда Позднышев обнажает перед ним свое нутро. Лишь д елает попутные предположения, догадки, которые оформляются ч а ще всего модальными словами проблематической достоверности (ОЧЕВИДНО, ДОЛЖНО БЫТЬ). В вагон входят один за одним пассажиры. Рассказчик посте - пенно знакомит читателя с ними. Внешний облик пассажиров дает возможность предполагать рассказчику, кто есть к то . Л.Толстой т а к вхрапливает в речь расск азчик а модальные слов а, что они помо гают проследить за движением мысли р ас ск а з чи к а . "Во время отсутствия господина с дамой в вагон вошло несколь ко лиц и в том числе высокий оритый, морщинистый старик, ОЧЕВИД НО КУПЕЦ, в ильковой шубе и суконном к ар ту зе с огромным козырьком. КУПЩ с е л против места дамы с а д в о к а т ом ..." (2 7 , 8 ) . Движение мы сли выражается с помощью модального слова ОЧЕВИДНО (очевидно ку - 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=