ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

тельным значением е г о . "Надо сд елаться посмешищем людей, если препятствовать близости на балах, близости доктора с своей паци­ енткой, близости при занятиях искусством, живописью, а ГЛАВНОЕ » музыкой"(27 , 5 7 ) . Да, для Позднышева музыка и есть то гл авное, что, по его мнению, способствовало близости его жены с Трухачевским. Поэтому он и восклицает: "Говорят, музыка действует возвышающим душу об­ разом - вздор, неправда!" (2 7 , 6 1 ) . Таким образом, Л.Толстому понадобился широкий и многогран­ ный лексико-семантический набор модальных слов для т о г о , чтобы по к аза ть , какие зигзаги выписывает больное воображение Поздны­ шева, насколько противоречив в своих суждениях, насколько убеж­ ден в чем-то и мечется в сомнениях. 2 . Модальные слова -средство речевой характеристики. Среди прочих средств речевой характеристики персонажей модальные слова занимают в повести значительное м ест о . Лексико­ семантический состав модальных слов, употребленных в речи Поздны­ шева, свидетельствует о принадлежности героя к "высшему с в е т у " . Субъективно-психологическое отношение Позднышева к содержанию своей речи выражается с помощью стилистически нейтральных или книжных модальных слов: ВЕРОЯТНО, ВПРОЧЕМ, ОЧЕВИДНО, НЕСОМНЕННО, В СУЩНО­ СТИ, МОЖЕТ БЫТЬ и др . Причем, наиболее частотными оказывается мо­ дальные слова ОЧЕВИДНО, МОЖЕТ БЫТЬ, ГЛАВНОЕ, ВПРОЧЕМ, Это те специфические модальные слова, которые и составляют речевую х а р а к ­ теристику Позднынева. В многочисленных монологах Позднышева, кажется, нет стили - стически сниженных сл о в . Обороты речи, структура монолога, л е к си ­ к е - семантический набор модальных олов - всё говорит об образо­ ванности г е р о я . Лишь дважды Позднышев употребляет разговорные мо­ дальные частицы АВОСЬ, КАК ЖЕ. Они понадобились Толстому для т о г о , чтобы КОНТРАСТНЕЕ выразить душевные броски Позднышева, особенно в момент эмоционального накала, вызванного критическим отношением к устоям общества и неприятием их. "Так и должно бы быть; а есть т о , чт о , когда такой господин является и танцует, обнимая её, с иоея сестрой , дочерью, мы ликуем, если он богат и со связями. АВОСЬ он удостоит после Ригольбош и мою дочь. Если даже и остались следы, нездоровье, - ничего. Нынче хорошо л е ч а т . КАК ЖЕ, я знаю, несколь­ ко высшего с в е т а девушек выданы родителями с восторгом за сифи­ литиков. Ot о мерзость! (27 , 2 0 ) . Книжные модальные слова ОЧЕВИД- 65 5 -6 5 2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=