ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

двумя костышками на спине, оиучи были черные, лапти липовые. Бабы носили кики деревянные с назатыльниками й с бисерными под­ весками; Вместо с е р е г носили пушки гусиные, занавески и рубахи, шитые шерстями на плечах" (1 0 , 4 8 0 ) . Во фрагментах исторического романа отмечены слова камзол, ботфорты, лосины, портища, т е лр гр е я, из них первые два толкуются В.И .Далем как устаревшие, а последние три в словаре отсутствуют, что косвенно указывает на и х 1архаический хар а к тер . Слово ботфор­ ты, камзол и лосины, как и соответствующие реалии, только входи­ ли в употребление во времена Петра I , в "Материалах для словаря древнерусского языка" И .и . Срезневского по этой причине они не представлены. Лексемы телогрея и портище - любая одежда, как по­ казывают памятники древнерусской письмзнности,4 были широко р а с ­ пространены в языке той поры. Приведем некоторые примеры: "Позавтракав, сидя кругом котла с кашей, каждый с своей ложкой, люди помолились на восток и р ассели сь, разлеглись по углам на кафтанах, кто работая иглой, чи .л портищи, кто шилом за башма­ ками" (1 0 , 446 ), "Франц Яковлевич не по одному куцему мундиру, обтянутым лосинам и ботфортам на ногах и бритому лицу и парику в завитках отличался от других людей" (10 , 4 6 2 ), "Когда Щепотев в чулках, башмаках, в суконном зеленом камзоле вышел на палубу, сзади , уже пройдя деревню, видно было судно с тремя парусами" (10 , 467 ); "В царицыной горнице стояли две верховные боярыни М.В. и А.И. и она, царица, в собольей шапочке с белым и в тело­ г р е е черной, между ними" (1 0 , 4 4 6 ). В целях исторической стилизации автор использует специфи­ ческие определения при названиях одежды, см . например:"В лодке сидел маленький генерал в шляпе немецкой и в к а ч зо л е "(Ю , 4СТ); "На одной сидел в горлатной черно- лисьей шапке с темно-зеленым бархатным верхом и в вишневой бархатной собольей шубе, распахну­ той на атласном зеленом кафтане, маленький сухой старичок" (10, 438 ); "Беспрестанно то проходили офицеры в не виданном еще немецком пл ат ье, то пробегал стольник в красном кафтане за какой-нибудь царской посылкой" (10 , 436 ). Таким образом, в языке произведений Л.Н.Толстого лексика одежды и обуви употребляется как средство создания портрета, как элемент характеристики имущественного положения героев, она может быть св язан а с развитием действия или служить целям этнографического раскрашивания и исторической стилизации. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=