ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

св о его семейства, оставив только кацавейку и тухли" ("поликушка", 3 , 346); "Надел нанковую бабьЪ куртушку на в а т е " , "Стал снимать с се б я Семен куцавейку, рукав вывернул, дернула баба - затрещала в швах кацавейка".("Чем леди живы", 10, 2 5 3 ,2 5 8 ) . Диалектизмы обнаруживаются, как видно и з примеров, не т о л ь - з ко в языке действующих лиц, но и в авторской речи. Любопытно объяснение Л.Н.Толстого о предпочтении им формы "одежа": "Почему красава и одежа лучше, чем красавица и одежда? Потому что одежонка и красавушка, а одеждика и красавиньки - нельзя" (Полн. со б р . с о ч . , т . 48, с т р . 3 6 1 ); з д е с ь он иллюстрирует большие сл о ь о - образовательные возможности у слова "одежа". Целям этнографического раскрашивания служат и экзотизмы, но, Как правило, таких слов немного, например, в "Кавказском пленнике" только три: бешмет, чалма, ч е р к еск а , причем употребля­ ются они не часто: бешмет - 4 случ ая, чалма - 4, черкеска - 2 . Значение употребленных экзотизмов вс егд а хорошо мотивировано кон­ текстом , например, слово чалма толкуется прямо в т е к с т е , см .: "Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки,се­ ли рядком на пятки перед мертвым. Спереди мулла, сзади три с т а р и ­ к а в чалмах" (10 , 2 3 9 ); "Он был ростом маленький, на шапке у не­ г о белое полотенце о бм о т а н о ... Идет, бывало, в чалме своей , кос­ тылем подпирается" (1 0 , 2 3 6 ). См. примеры употребления других слов: "Одет черноватый еще лучше; бешмет шелковый синий, галун - чиком обшит" (1 0 , 2 3 0 ); "Одежу самую лучшую дам: и черкеску, и сапо ги ” (10, 2 3 4 ). Слова бешмет и черкеска отмечены и в повести "Хаджи-Мурат", например: "Хаджи-Мурат был одет в длинную белую черкеску на коричневом, с тонким серебряным галуном на воротнич­ к е, бешмете". Слово ичиги - ази атс ка я сафьянная обувь, полусапожки без подошв на босу ногу (Даль, П, 67)-встретилось один раз в р а с с к а ­ зе "Ильяс", см .: "Только и осталось у Ильяса именья, что платье на т е л е, шуба, шапка и ичиги с башмэгачи, да жена, Шам-Шемаги, тоже старуха* (1 0 , 2 7 7 ) . ' В исторических произведениях Л .Н .Толстого, таких, как фраг­ менты романа о времени Петра I , названия одежды и обуви служат целям исторической стилизации. В отрывках романа находим как будто специально подготовленное сравнительное описание одеж­ ды крестьян: "Теперь мужики ходят в сапо гах, к а р т у за х и бабы в ситцах и плисах, тогд а кроме са-тодельных рубах, кафтанов и шуб, других не знали. Мужики носили летом только шляпы черепе- никами, а зимой треухи и малахаи. Шубы шили без оборок, а с 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=