ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
к местный образам" (Ю , 4 9 9 ). В р ас ск азе "Три смерти" больная барыня одета т а к : "На голове её был белый ночной чепчик и голу бая косыночка.. .дорожный суконный капот делал прямые складки на впалой груди" (3 , 6 2 ). А вот как выглядит горничная: "Короткие сухие волоса выбивались и з-под полинявшей шляпки, красная рука в прорванной перчатке порывисто поправляла и х . . . Высокая грудь, покрытая ковровым платком, дышала здоровьем. Матрена подобрала обеими руками салоп, приподнялась на сильных ногах и сел а даль ше" (3 , 62 ) . Особое место среди этих описаний занимают портретные ха рактеристики, в которых упоминается замеченная Л.Н.Толстым в р ас с к а з е крестьянского мальчика Федьки и выразительная, по его мнении, бытовая деталь, см . примеры: "Старичок-буфетчик в женс кой кацавейке рассказывал, ягк при покойном барине женщина в ПРУЛУ утопилась" ("Поликушка", 3, 360); "Надел нанковую бабью курсушку на ва те на рубаху, сверху кафтан суконный" ("Чем леди живы", 10, 2 5 3 ) . Как видно из содержания произведений, в таких случаях автор стремится подчеркнуть бедность, бытовую неустро енность г е р о е в . Иногда деталь костюма становится отличительной чертой пер сонажа и упоминается неоднократно, например, огромные как лодки лапти старика Дутлова в "Поликушке" упоминаются 5 раз (всего с л о во "лапти" отмечено здесь 6 р а з ) , вот две иллюстрации: "Дверь от ворилась, крепко хлопнула, и вошел старик Дутлов, отряхивая шап ку, в своих лаптях, всегда огромных, точно на ногах у него были лодки" (3 , 350 ); "Это был Дутлов в своих лодках" (3 , 364 ). Трижды упоминается в этом произведении особого покроя сюртук приказчика Егора Михайловича, например: "Это был приказчик из дворовых, бри тый, в длинном сюртуке (особого приказчицкого покроя), который в е чером, осенью, стоял с докладом перед своею барыней" (3, 324 ). В произведениях Л.Н.Толстого о народной жизни имущественное положение героев характеризуется преимущественно через описание одежды. В "Поликушке", в р ас ск азах "Тихон и Маланья", "Три смерти" и других редки описания внутреннего убранства жилья, не встреч а ются упоминания о пище, но очень подробно и точно описываются д е тали костюма. Чрезвычайно живописна, например, картина людей, иду щих из церкви, в рас ск азе "Тихон и Маланья": "Шли старики больши ми, широкими шагами (шагами рабочего ч е л о в е к а ), в белых, заново вымытых онучах и новых лаптях, которые с палочками, которые та к ,п о одному и попарно; шли мужики молодые , в с а п о г а х ; старости Михеич шел в черном, из фабричного сукна кафтане. Шли дворовые, мастеро- 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=