ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977

ты, валенки, ичиги, коты» калоши, лагтти, лосины, сапоги , тухли, чеботы . Отметим основные изобразительные функции анализируемых сло в . Лексика одежды в произведениях Л.Н .Толстого, посвященных народной жизни, ч а сто является средством создания портрета, причем иногда единственным средством. Объясняется это тем, что автор смотрит на своих героев глазами крестьянина, поэтому не черты лица, а одежда занимает главное место в описании внешности. Вот некоторые иллю­ страции. Портрет гуртовщика из р ас с к а з а "Идилния” (1861 г . ) : " . . . идет, видит - навстречу человек на коне верхом ед е т . Кафтан купеческий, картуз, из кафтана рубаха александринская, сапоги к о з­ ловые, конь низовой молодецкий и на коне седок , из себя молодчина -о р е л , одно слово с к а з а т ь , толстый, румяный, чернобровый, волоса черные, кудрявые, бородка, усы чуть пробиваются (3 ,4 5 1 )1 Портрет Дины и'молоденькой татарки из "Кавказского пленника": (Дина-Г.С .) одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, иа груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее мо­ нисто, всё из русских полтинников"; "Видит - из-под горы идет т а ­ т а р к а молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапо ­ г а х , голова кафтаном покрыт^, а на голове кувшин жестяной с водой. (10, 229,'230). Портреты прохожих из р асск аза "Где любовь,,там и бог" ( 1 8 8 5 г .) рисуются с точки видения старо го сапожника, живущего в подвале, по­ этому они и состоят из описаний обуви: "Прошел дворник в новых в а ­ ленках, прошел водовоз, потом поравнялся с окном старый солдат ни­ колаевский в обшитых старых валенках с лопатой в руках. По вал ен ­ кам узнал его А вд еи ч ... Прошли мимо два солд ата, один в казенных, другой в своих сапо гах , прошел потом в чишенных калошах хозяин из соседнего дома, прошел булочник с корзиной. Все мимо прошли,и вот поравнялась ещё с окном женщина в шерстяных чулках и в деревенских башмаках" (10, 285 , 2 8 7 ). Описание костюма не только дает представление о внешнем ви­ де персонажей, но и содержит их профессиональную или социально- -имущественную характеристику, см. например: "На нем была длинная из черного сукна ряса и мантия, волочившаяся до земли. Клобук был надвинут на самые брови" ("Роман о времени Петра I " , 10, 437 ). Портрет помещика из романа "Декабристы": "И, сняв медвежью шубу, в одном синем фраке с светлыми пуговицами и белом высоком галстуке и жилете и узких панталонах на сапогах без каблуков, с вострыми но­ сками, пошел своей тихой/ скромной и легкой походкой прикладываться 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=