ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
но р а зн о й к а т е г о р и а л ь н о й п ри н ад л еж н о сти . С в етопи сь Т о л сто го о т л и ч а е т с я я р к о й к о н тр ас тн о ст ью в обо зн ач ении св ето вы х в п е ч а т л е н и й . Н апример: "Она о тв ори ла д в е р ь , и я р ки й дневной св е'т в этой прежде подутем нои комнате уж аснул ее". I , H t i / ; "Чем с в е т л е е п р е д с т а в л я л а с ь ему с у д ь б а к н я зя А ндрея, тем м р ачн ее п р е д с т а в л я л а с ь св о я с о б с т в е н н а я " / У , 2 2 5 / . Подчас а в т о р , описывая " с в е т о вы е в п е ч а т л е н и я " своих г е р о е в , с необычайной точностью п о к а з ы в а е т в с е нюансы св етовых о т т е н к о в . Это д о с т и г а е т с я прежде в с е г о в в е д е н и ем в к о н т е к с т слов смежных ЛСГ и возникающий между ними сем ан ти ч ес ким в за им о - действием. Процессы взаим о д ей с тви я проявляются прежде в с е г о в том , 4SO целый р я д при л а г а т е л ь ных совмещает зн а ч е н и е с в е т а и ЦЕе- г а . Это особенно н а г л я д н о видно из а н а л и з а семантики таких с л о в , как темный, щусклый, све тлый, я с н ы й , я р к и й , которые с т о я т к ак бы на границе двух сем а н т и ч е с ки х полей с в е т а и ц в е т а , опред еляя их в за им о д ей с т в и е и в за им оп р он и к н о в е н и е . И н д и в и д у а л ь н о -т в о р ч е с к им , оригинальным приемом я в л я е т с я в романе с ем а н т и ч е с к о е с т а л к и в а н и е в одном опр ед ели те л ьн ом р я ду кон тр ас тных по смыслу п ри л а г а т е л ь ны х : темное и я с н о е . На пример: "Над высотами было темное ясн о е н е б о , и н а п р а в о - о г ромный шар солнца" /1У , 3 3 8 / . Это может п о к а з а т ь с я на первый в з г л я д н еопр а вд анной к он тамин аци ей , но на с а м ш деле Толстой п р о я в л я л тонкое во с п р и я ти е е д и н с т в а св е т о вы х и цветовых ощуще ний: н ебо может быть и б л е дн о -г о лу бым , и даже белесым , выцв ет шим, и темно-голубым , особенным по г у с т о т е л а з у р и . В п р о ц е с с е в заимод ей с тви я п р и л а г а т е л ь ны х с в е т а и ц в е т а н а блюдается с ем ан ти ч ес ко е сближение или о тт а л ки в ан и е сло в той и дру г ой ЛСГ, чт о вы я в л я е т с я из сочетаемостнь*х возможностей слов этих г р у п п . Чаще в с е г о в романе наблюдаются факаы с е м а н т и ч е с ко го сближения. Они п р о я в л яю т с я , в о - п е р в ы х , в с о ч е т ан и я х ц в е товых п р и л а г а т е л ь ны х с существительными в св етов ом значении или, н а о б о р о т , в с с н е т а н и я х св етовых п ри л а г а т е л ь ны х с " ц в е т о выми" существительными. С р . , с одной с т ороны : белый с в е т /У , 3 7 7 / , с е р о в а т а я мгла / У П , 1 0 9 / , серебряный с в е т /У , 2 8 1 / , с и зый о т б л е с к - / У , 2 8 5 / , красный о т б л е с к / У . 1 2 0 /, б у р о в а т о - к р а с ная м гла /У I , 1 2 4 / , с золотым и розовым о ттенком с в е т /У 1 , £ 3 2 / , ч е р н а я тень /УГТ,147/ и д р . , с другой стороны ; темная 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=