ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
Так, в "Воскресении" можно отметить "расщепление" оценочно- смысловой структуры лексических единиц благовоспитанный, благород ный, добрый, ласковый, порядочный, приличный, приятный, учтивый, честный; хороший, прекрасный, великолепный, роскошный. Оно вызвано наличием в романе трех оценочных линий - "общепринятой", нехлюдов- ской и авторской , - сложно взаимодействующих друг с другом . С р.: "Судебный пристав особенно учтиво и приятно глядя поверх поклонился, как будто выделяя его /Н ехлюдова/ этим" ( I I , 24); "Прежде изложения дел а он /п р е д с е д а те л ь с у д а / очень долго объяснял присяжным, с приятной домашней интонацией, что грабеж есть грабеж, а воровство ес ть воровство / . . . / Он так привык к своему занятию, что, начавши го в о ри ть , никак уж не мог остановиться / . . . / ему при ятно было слушать внушительные интонации св о его голоса ( I I , 6 7 - 6 8 ) ; "ласковый, жирный швейцар" ( 1 1 ,7 9 ) ; "приятно и га д к о " , "при влекательно и противно", "пр екр асн ая, отвратительная и страшная стр ас ть" (Нехлюдов о M-O-'lidttttl , 2 6 3 ); "Эта тонкая л е с т ь и вся изящно-роскошная обстановка жизни в доме генерала сделали то , что Нехлюдов в есь отдался удовольствию красивой обстановки, вкусной пи щи и л егко сти и приятности отношений с благовоспитанными людьми своего привычного кру га" ( I I , 3 7 0 ). * Сложное переплетение планов повествования, при специфическом отборе слов и словоупотреблении, служит в романе "Воскресение" средством сатирического изображения дей стви тельности . Например: "Обедали у графини Катерины Ивановны в половине восьмого, и обед подавался по новому, еще невиданному Нехлюдовым способу. Кушанья ставились на ст о л , и лакеи тотчас же уходили, так что обедающие сами брали кушанья. Мужчины не позволяли дамам утруждать себя лиш ними движениями и, как сильный пол, несли мужественно всю тяжесть накладывания дамам и себе кушаний и наливания напитков" ( I I , 226 ), г д е в словах и в словосочетаниях, передающих в авторском повество вании неавторский " г о л о с " ,реализуются их стилистические возможнос ти, возникают дополнительные оценочно-смысловые о ттенки . Толстовские приемы "срывания всех и всяческих масок" очень разнообразны , и атрибутивно-оценочные слова - лишь небольшая часть тех стилистически маркированных единиц, которые в художественных произведениях Л«Толстого получают сатирическую направленность. Знаменательна,однако, последовательность такого функционирования. Это способствует появлению у отмеченных слов особого семантико стилистического ореола - в индивидуально-авторской системе и з а ее пределами. Отзвуки толстовского словоупотребления, в определенном творческом преломлении, могут быть отмечены в речевых стилях его современников и писателей -реалистов последующих л е т . Речевая прак- 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=