ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1977
„ .н и,.. ...•ии» нпльэя исключить из ряда аналогичных явлений, VH 4 ’ * ' омan 0 ш I точки зрения общих принципов и закономерностей т: ( щ .ю м ) литературного язы ка. С .Г .Бочаров безусловно мг .« , . .. и о г им, что творческие связи определяются прежде в с е г о .......... 1 ИИИИ 1 Н п.и законов и связей литературного проц есса, который ■ i..• • « ■ • • п т писателем, как единая большая традиция, как совокуп» .................. ш проблем, выработанных усилиями многих творивших до • г я............ .................19 Такой подход сл еду ет распространить и на х ,«,.и. |и « ; «удожвственной речи, важнейшей подсистемы литературного .......... || кичвстве его носителей и преобразователей писатели тв ор - ча<>м ini|m(ViTunacT один и то т же материал, и св язи в области соде- p. и , i пой формы могут быть и прямыми, и опосредствованными, иилниилуальио-авторские стили, в их взаимодействии с общелитера- ■уРимм I iukom, являются творческой лабораторией, гд е вырабатывают* in . шлифуются, совершенствуются литературные нормы и традиции с л о - ину u | |» 1 бления, служащие почвой, источником для речевого творчества ........п-лей последующих э п о х .20 йоенно в этом плане следует рассм ат- I иииц, традиционную преемственность индивидуально-авторских р еч е- пи. стилей, без которой немыслимо развитие и литературного процес- | п, и художественной речи, и общелитературного язы ка. 1 ’аэум еется, реализация семантико-стилистических возможностей ( липа в индивидуально-авторской системе не в сегд а д а ет прямые ре зультаты , непосредственно воспринимаемые литературным языком; чаще •тот процесс выступает в к ач ест в е стимула для появления (р азви ти я) особых оценочно-смысловых акцентов у отдельных слов и семантичес ких групп, перехода их из категории стилистически "нейтральных" в категорию эст ети ч ес ки - и социально-оценочных. Это может быть отне сено, например, в речи Л .Толстого и М.Горького к прилагательным "зрительного" ряд а, у которых активизируется характеризующая функ ция, появляются экспрессивно-смысловые оттенки . Что касается оце- ночно~атрибутивных слов, то их употребление Л.Толстым и М.Горьким обостряет присущее им в общелитературном языке характеризующее на чало, переводит в план социальной оценки - преимущественно в кон текстах с ярко выраженными признаками "дву голосн а", "субъектной многопланности" (В .В .Виноградов) авторского п овествования. ктери зуется именно чрезвычайной душевной пестротой . 19) С. Г . Б о ч а р о в , Психологическое раскрытие характера в рус ской классической литературе и творчество М.Горького, с т р .183. 20) Си. изложение доклада Б.А .Ларина на дискусоии о языке писателя (филологический факультет ЛГУ, апрель 1 9 5 1 г. "Вестник ЛГУ, * 7 , 1951, с т р .101. I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=