ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

синтаксических построений, а в частности, следующими: в) Не вспоминая ни своих, ни его слов, она чувством поняла, что этот минутный разговор страшно сблизил их; и она была испугана и счастлива этим |(т. 18, стр. 111); г) Он чувствовал, что все его доселе распущенные, разбросанные силы были собраны в одно и с страшною энергией были направлены к одной блаженной цели. И он был счастлив этим (т. 18, стр. 111). Эти отрывки авторского повествования, содержащие при­ соединения (в тексте романа они расположены не рядом, а взяты из XXX и XXXI главы ), сюжетно связаны между собой таким образом, что одинаковая ситуация, один психо­ логический настрой героев отразились в одних и тех же я зы ­ ковых средствах «оформления». Присоединенные части сооб­ щения в обоих случаях почти тождественны (одинаковы по составу типы предложения; одни и те же члены предложения выражены соответственно теми же частями р ечи ). Более того, Л. Н. Толстой описывает чувства Анны и Вронского в одной ситуации (они возвращаются одним поездом из Москвы в Петербург и на какое-то мгновение встречаются на перроне, выйдя «подышать» в Бологом). Есть один нюанс, не нару ­ шающий конструктивного тождества присоединенных частей сообщения, но нарушающий абсолютность словесного тожд е ­ ства: «испугана»— именная часть сказуемого, формальный однородный член предложения,— и есть выражение того пси­ хологического «но», которое в различных своих воплощениях на протяжении романа придавало счастью Анны оттенок т р а ­ гизма. Последовательное реалистическое раскрытие писателем драмы героини романа несомненно проявилось в реалистич­ ности изобразительных языковых средств. Так, образ Анны постоянно окружен тенью чего-то неотвратимого, ужасного, что отразилось в варьировании определенной семантики (ужас, испуг, страх и т. п.), сопутствующей 'компонентам различных синтаксических построений, а в частности, компо ­ нентам присоединительных конструкций. Следует заметить, что некоторые примеры (см. пункт «б») допускают двоякое толкование, но мы склонны р а с см а т ­ ривать их как структуры с присоединением, так как они име­ ют более устойчивый порядок слов, в отличие от сочинения, а т а кж е их части тесно связаны лексически. Группа присоединений со значением результативности н а ­ блюдается в письмах Л. Н. Толстого, но значительно реже, 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=