ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Если расчленить эту фразу на синтагмы, то ритмический рисунок будет очень выразительным. L - L - L - L - L ---- Известно, что главной особенностью ртиля художествен­ ной прозы JI. Толстого является стремление писателя выл а ­ зить правду жизни и показать путь к ней, процесс ее искания. Это достигается, в частности, всесторонним изображением внутреннего мира персонажей, детальным и точным описа­ нием смены мыслей и чувств героя. В знаменитых толстов­ ских периодах, с их системой подчинительных конструкций, немаловажную роль играют местоименно-соотносительные предложения типа — коррелят-релят. Бла годаря им автор ­ ская речь по обстоятельности и методичности изложения н а ­ поминает стиль научного исследования. Например: Он был из тех, которые живут так-то и делают так-то, а не делают того-то потому, что так живут и делают другие; он д ел ал все, что ему хотелось, а другие уж делали, что он, и были уверены, что это хорошо (1970). Сравните: К. Симонов: Он хорошо знал, что люди боятся смерти, что бесстрашие — это не то, что делается без страха, а то, что делается вопреки страху, что высшее мужество — это новый шаг навстречу смерти тогда, когда буква приказа уже выполнена и у человека остается свобода выбора д л я того, чтобы понять или не понять, чего еще потребует от него дух приказа (233). Несколько иную роль в создании индивидуального ав ­ торского стиля играют местоименно-соотносительные пред ­ ложения типа коррелят-союз, в частности такие, которые по­ строены по модели такой + прилагательное -j~ союз т а к или глагол что или наречие Они употребляются главным образом в авторских коммен­ тариях к словам и действиям персонажей. Как известно, это один из приемов психологического анализа у J1. Толстого. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=