ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уве­ рена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних б а ­ лах». (I, XXIII, 18, 86). Иное расположение: «Он поглядел на нее, и злоба, выразившаяся на ее лице, испугала и уди­ вила его. Он не понимал того, что его жалость к ней р а з ­ д р аж а л а ее». (I, IV, 18, 15). iB обоих примерах вторая часть единства объясняет содержание первой (отношения между частями близки к причинно-следственным). В звеньях со­ д ержатся близкие по смыслу слова и выражения (при этом имеет значение то, что одно из слов — с отрицанием): не тре­ вожило — уверена; удивило — не понимал. Чем объясняется появление отрицательных звеньев в по­ добных единствах? Не отношениями внутри единства, кото­ рые сами по себе не предполагают отрицательности частей. Р а зъ я сн я ем а я и разъясняющая части могут быть одновре­ менно неотрицательными или содержать как отрицательное, т ак и неотрицательное предложения, например: «Кити испы­ тала... чувство, подобное тому, какое испытывает юноша п е ­ ред битвою. Сердце ее билось сильно, и мысли не могли ни на чем остановиться:». (I, XIII, 18, 51). Наличие же отри­ цательных звеньев и, следовательно, формирование отрица­ тельных единств обусловлено следующим. В виде отрицательных предложений разъяснение сказы ­ вается ярким и отчетливым за счет скрытого, подра зумевае­ мого противопоставления. Так, в последнем примере (...«и мысли не могли ни на чем остановиться») как бы подра зу ­ мевается: «хотя она старалась их собрать», на это указывают слова «не могла). Именно там, где для разъяснения требу­ ется мысль, содержащая противопоставление, второе звено отрицательное. Сам выбор м а т ери ал а для разъяснения ука ­ зывает на определенную соотносительность, и в этом скрыто противопоставление. Если отрицательное звено стоит на первом месте и я в л я ­ ется разъясняемой частью, то возможны следующие случаи. Появление отрицательного предложения может быть обус­ ловлено его собственной ролью в составе другого единства. Например: «...мысли не могли ни на чем остановиться. Она чувствовала, что нынешний вечер, когда они оба в первый раз встречаются, должен быть решительным в ее судьбе. И она беспрестанно представляла себе то каждого порознь, то вместе обоих». (I, XIII, 18, 51). Отрицательное предложе­ ние «...Мысли не могли ни на чем остановиться» (ра зъя с ­ няемая часть) само в то же время является разъясняющей 6* 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=