ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

делы сочетаемости здесь шире. Эстетические эффекты в ху­ дожественной речи строятся нередко на лексической несоче- таемости слов (например, у Вознесенского «Треугольная груша » ). В качестве согласованных компонентов JI. Н. Толстой употребляет в драме естественные, неяркие определения (доб ­ рый человек, прощальное письмо, хорошее воспоминание, на ­ стоящая любовь, гнусную комедию, несчастные лю д и ). П а ­ мятно его замечание о вычурных эпитетах: «Бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, кор а л ­ ловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое мо­ ре, бирюзовое небо и т. д. встречаются часто. Скажите по правде, бывает ли что-нибудь подобное?.. Я никогда не видал губ кораллового цвета, но видал кирпичного; г л а з— бирюзо­ вого, но видал цвета распущенной синьки и писчей бумаги»4. Материал подтверждает, что главное писательское кредо Л. Толстого — простота и понятность. Л. Н. Толстой считал, что искусство писателя включает умение определить «един­ ственно нужное размещение единственно нужных сл о в » 5. У самого Л. Толстого за внешне простыми сочетаниями слов ощущается глубокая др ам а событий, человеческих судеб и переживаний. Кроме сочетаний с простой структурой, в драме встрети­ лись конструкции с постпозицией зависимого согласованного компонента (дела наши, любовь эта, советы свои, в сознании своем). Стилистически инверсия здесь является оправдан­ ной, но отнесение подобных примеров к словосочетаниям нельзя считать общепризнанным. В этом положении тес­ ные связи, существующие между компонентами, разрушают­ ся. ...Но она любит и будет лк>бить, когда препятствие это (показывает на себя) будет устранено (342). Протасов помогает себе жестом, что т ак часто используется в живой разговорной речи. В субстантивных словосочетаниях в разговорной речи имеются свои особенности. Прямой контакт между говоря­ щими,. тесная связь разговора с конкретной окружающей обстановкой • диктуют наличие некоторых синтаксических черт, характерных именно для разговорной речи. На уровне речевого исследования материала обычно поднимается во­ прос о «неполноте». Н а с интересует это понятие в примене­ нии к субстантивным словосочетаниям. Вероятно, понятие не­ полноты неприменимо к модели словосочетания. Говорить о 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=