ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
своеобразие чужой речи может находить выражение в пунк туации. В «Войне и мире» часто встречаются предложения с кон струкцией косвенной речи, в придаточной части которых пе редается вопрос и которые завершаются на письме знаком вопроса. • «Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Р о стовой, про которое говорят в городе, правда ли это?» «Борис спросил, какие новости в штабе и что, без не скромности, слышно о наших предположениях?» «Что-нибудь есть»,— подумал Николай, и, еще более ут вердившись в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал, он вызвал Наташу и спросил, что т а кое?» Одни и те же конструкций косвенной речи в одних слу чаях отмечены знаком вопроса, в других (это чаще всего и встречается в тексте романа) — нет. Следовательно, мы име ем дело с осознанным приемом пунктуационного выделения интонации чужой речи. Зн ак вопроса в данных примерах выполняет ту же функ цию — указание на «голос» персонажа,— что и все другие способы построения несобственно-прямой речи. Он не сигна лизирует то, что в авторскую речь попадает осколок прямой речи,— чужая речь не «приписывается» персонажу, она ис пользуется как строительный материал для построения ав торского повествования. Сигнализировать речевую интерфе ренцию могут кавычки, выделяющие слово персонажа как осколок-'прямой речи, проникающий в авторское повество вание. Обычный способ построения несобственно-авторской р е чи — использование стилистически окрашенных слов, чуждых повествовательной норме романа, поэтому способных ука зы вать на «голос» персонажа в авторской речи. Этот способ построения несобственно-прямой речи неред ко осложняется у Л. Толстого графическим приемом выделе ния чужого слова-курсивом. Курсив почти всегда выделяет слова чужой речи, но является ли он сигналом чужого сло ва в авторском повествовании? Иначе говоря, можно ли по лагать, что слова, выделенные курсивом,— это свидетель ство того, что Л. Толстой, осознавая наличие чужого сло ва в авторской речи «Войны и мира», стремился к этому гра фическому выделению?4 Если это так, то почему в подав 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=