ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

своеобразие чужой речи может находить выражение в пунк­ туации. В «Войне и мире» часто встречаются предложения с кон­ струкцией косвенной речи, в придаточной части которых пе­ редается вопрос и которые завершаются на письме знаком вопроса. • «Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Р о ­ стовой, про которое говорят в городе, правда ли это?» «Борис спросил, какие новости в штабе и что, без не­ скромности, слышно о наших предположениях?» «Что-нибудь есть»,— подумал Николай, и, еще более ут­ вердившись в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал, он вызвал Наташу и спросил, что т а ­ кое?» Одни и те же конструкций косвенной речи в одних слу­ чаях отмечены знаком вопроса, в других (это чаще всего и встречается в тексте романа) — нет. Следовательно, мы име­ ем дело с осознанным приемом пунктуационного выделения интонации чужой речи. Зн ак вопроса в данных примерах выполняет ту же функ­ цию — указание на «голос» персонажа,— что и все другие способы построения несобственно-прямой речи. Он не сигна­ лизирует то, что в авторскую речь попадает осколок прямой речи,— чужая речь не «приписывается» персонажу, она ис­ пользуется как строительный материал для построения ав ­ торского повествования. Сигнализировать речевую интерфе­ ренцию могут кавычки, выделяющие слово персонажа как осколок-'прямой речи, проникающий в авторское повество­ вание. Обычный способ построения несобственно-авторской р е ­ чи — использование стилистически окрашенных слов, чуждых повествовательной норме романа, поэтому способных ука зы ­ вать на «голос» персонажа в авторской речи. Этот способ построения несобственно-прямой речи неред­ ко осложняется у Л. Толстого графическим приемом выделе­ ния чужого слова-курсивом. Курсив почти всегда выделяет слова чужой речи, но является ли он сигналом чужого сло­ ва в авторском повествовании? Иначе говоря, можно ли по­ лагать, что слова, выделенные курсивом,— это свидетель­ ство того, что Л. Толстой, осознавая наличие чужого сло­ ва в авторской речи «Войны и мира», стремился к этому гра ­ фическому выделению?4 Если это так, то почему в подав­ 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=