ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

смотреть, она все-таки беспокоилась. «Как бы Маша оп я т ь ' не начала шалить, Гришу к а к бы не ударила лошадь, да и желудок Лили как бы еще больше не расстроился». Но по­ том вопросы настоящего стали сменяться вопросами бли­ жайшего будущего. Она стала думать о том, как в Москве надо на нынешнюю зиму взять новую квартиру, переме­ нить мебель в гостиной и сделать шубку старшей дочери. Потом стали представляться ей вопросы более отдаленного будущего: как она выведет детей в люди. «Девочек еще ни­ чего,— думала она,— но мальчики?»... (гл. 16, ч. 6). В данном случае «внутренняя» речь Долли передается целым комплексом синтаксических приемов: сначала — кос­ венная речь, з а т е м— прямая, которая постепенно переходит в несобственно-прямую. Несобственно-прямая речь в романе служит -средством, помогающим наиболее полно и всесторонне осветить внут­ ренний мир человека. В любом случае, когда Л. Н. Толстой описывает чувст­ ва, настроения и поступки персонажа, он отчасти перево­ площается в него, заимствует у него манеру рассуждать, слова, жесты и мимику. Изучение несобственно-прямой речи по другим произведе­ ниям даст нам ключ к пониманию того, как достигает вели­ кий художник слова такой простоты при изображении слож­ нейших душевных переживаний своих персонажей. В. В. КРАСНЯ некий (Орехово-Зуево) НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ В «ВОЙНЕ И МИРЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО Об особенностях построения авторской речи в «Войне н мире» писали многие исследователи (В. В. Виноградов, М. М. Бахтин, Б. А. Успенский и др.), при этом непременно затрагивался и вопрос о несобственно-прямой речи. Этой частной теме посвящен целый ряд специальных статей. Тем не менее многое все еще представляется неясным, так как до конца не определенным остается понятие «несобственно- прямая речь» и отсюда — своеобразие в употреблении ее в толстовском романе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=