ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Порой Jl. Н. Толстой описывает размышления героя как бы от автора, но при этом самим синтаксическим строением подчеркивает манеру рассуждать героя. Это видим мы, напр., в главе 4-й и 6-й части романа, где даны размышле­ ния Сергея Ивановича Кознышева. В данном случае вос­ производится аналитическая манера рассуждений Козныше­ ва, и это подчеркивается абзацем, содержащим в себе все доводы: одно..., другое..., третье... Сложными являются такие конструкции несобственно­ прямой речи, в которые вставлены воображаемые слова д р у ­ гого персонажа. Это воображаемая речь передается так, как она представляется описываемому персонажу. Напр.: Когда она налила себе обычный прием опиума и поду­ мала о том, что стоило выпить всю склянку, чтобы умереть, ей показалось это т ак легко и просто, что она опять с н а ­ слаждением стала думать о том, как он будет мучиться, раскаиваться и любить ее память, когда уже будет поздно... «Как мог я ск а зать ей эти жестокие слова? — будет гово­ рить он.— К ак мог я выйти из комнаты, не сказав ей ниче­ го? Но теперь ее уж нет. Он а навсегда ушла от нас. Она там...», (гл. 26, ч. 7) Надо заметить, что особенностью синтаксических струк ­ тур с несобственно-прямой речью в стиле Л . Н. Толстого и, в частности, в его романе «Анна Каренина» является то, что они вводятся в текст непосредственно, не имеют вводящих слов (напр., «подумал», «сказал» и т. д.), как это наблюда­ ется у других авторов. Именно в таком неожиданном включении состоит особая выразительность приема несобственно-прямой речи в романе Л. Н. Толстого. Авто|^> к а к бы только намекает на наличие несобственно-прямой речи. Напр.: Все это потонуло в море веселого общего труда. Бо г дал день, бог дал силы. И день и силы посвящены труду, и в нем самом награда. А для кого труд? Какие будут плоды труда? Эти соображения посторонние и ничтожные (ч. 3, гл. 12). В редких случаях несобственно-прямая речь вводится пре­ дупреждающими глаголами. Чаще всего это не глаголы '«го­ ворения», а глаголы чувства и мысли («почувствовать», «по­ думать», «вспомнить» и под.). Напр.: Кити вспомнила их тайные переговоры о больном, заго ­ воры о том, чтобы отвлечь его от работы... Как все было хорошо! (ч. 5, гл. 20). Морфологическим признаком несобственно-прямой речи, 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=