ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

в героя, слиться с ним. Этот вид несобственно-прямой речи способствует индивидуализации художественного образа. Конструкции несобственно-прямой речи, обладающие син ­ таксическими признаками, также представлены в романе очень широко. Основным синтаксическим признаком несобственно-пря­ мой речи является вопросно-ответная форма, вводимая в о б ­ щий повествовательный контекст. Напр.: Кити посмотрела на «его и ужаснулась. То, что Кити так ясно представлялось в зеркале лица Анны, увидела на нем. Куда делась его всегда спокойная, твердая ‘манера и бес­ печно спокойное выражение лица? Нет, он теперь каждый раз как бы обращался к ней, немного сгибал голову, как бы ж е л а я пасть перед ней, и во взгляде его было одно вы ­ ражение покорности и страха, (гл. 23, ч. 1) Стилистически ярки структуры, начинающиеся вопроси­ тельным номинативным предложением представления. Напр.: Дети? В Петербурге дети не мешали жить отцам. Дети воспитывались в заведениях, и не было этогочраспространя­ ющегося в Москве — Львов, например,— дикого понятия, что детям всю роскошь жизни, а родителям один труд и забо ­ ты. Здесь понимали, что человек обязан жить для себя, как должен жить образованный человек. (Размышления Стивы Облонского, гл. XX, ч. 7) Восклицательные предложения, ярко насыщенные эмоцио­ нально, вводимые в нейтральный повествовательный кон­ текст, т акже являются синтаксической приметой несобствен­ но-прямой речи. Напр.: Во время разлуки с ним и при том приливе любви, ко­ торый она испытывала все это последнее время, она вообра­ ж а ла его четырехлетним мальчиком, каким она больше все­ го любила его. Теперь он был даже не таким, каким она ос­ тавила его; он еще дальше стал от четырехлетнего, еще вы­ рос и похудел. Что это! Как худо его лицо, к а к коротки его волосы! Как длинны руки! К а к изменился он с тех пор, как она оставила его! Но это был он, с его формой головы, его губами, его мягкою шейкой и широкими плечиками, (ч. 5, гл. 29) В данном тексте мы находим синтаксические средства, усиливающие эмоциональную напряженность речи — это вос­ клицательные предложения с эмоциональной частицей «как». Они указывают на то, что среди авторского контекста зву ­ чит голос героини. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=