ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

М. П. Д ЕМ И Д О В А (Б р ест) СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И СИНТАКСИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Известно, что Л. Н. Толстой — непревзойденный мастер изображения самых сокровенных и тонких чувств и настрое­ ний человека. Естественно поэтому, что в его произведениях большое место занимает «внутренняя» речь персонажей. Огромное место «внутренней» речи отведено в романе «Анна Каренина». Из всех разновидностей «внутренней» речи, упо­ требляемых Л. Н. Толстым в романе «Анна Каренина», наи ­ более яркой в стилистическом отношении является несобст­ венно-прямая речь. В романе «Анна Каренина» мы выделили 41 конструкцию несобетвенно-прямой речи.. Надо отметить, что несобственно-прямая речь — это уже далеко не новый прием в языковой форме русской художест­ венной прозы. Им пользовались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. И. Гончаров и другие писатели. Несобственно-прямая речь — качественно новое образова­ ние по сравнению с прямой и авторской речью. Она является одним из организующих средств той «субъективной много­ плановости повествования», которую отмечает акад. Вино­ градов в стиле А. С. Пушкина как огромное достижение писательского мастерства. Ценность несобственно-прямой речи ка к стилистического приема состоит в том, что в ней слиты воедино две речевые стихии — стихия автора и стихия персонажа, а это позволяет автору глубоко заглянуть во внутренний мир героя, объяс­ нить и описать его чувства и переживания, вскрыть «диалек­ тику души» персонажа. В одних случаях преобладает голос автора, в других — голос персонажа. Возможно и равновесие этих двух голосов. Формы несобственно-прямой речи различны и еще недо статочно изучены. Н аш а задача — описать стилистическое своеобразие и грамматическую структуру тех форм несобственно-прямой речи, которые использует Л. Н. Толстой в романе «Анна К а ­ ренина». 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=