ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

телем используются часто и повторы синтаксических струк­ тур. Здесь мы отметим только один момент — повтор с из­ менением позиции одной из словоформ структуры. Особенно­ стью такого повтора является изменение коммуникативного центра реплики-повтора, что и вызывает экспресссию. Этот прием используется писателем не часто и только в тех слу­ чаях, когда необходимо передать обостренность диалогиче­ ской ситуации, что, как правило, вызывается несогласием в мнениях собеседников. Например: М а р ь я И в а н о в н а . Ну, ЧТО ж мне ДЕЛАТЬ, коли я не понимаю? Н и к о л а й И в а н о в и ч . И МНЕ что же делать? Ведь я знаю, зачем выписали этого жалкого, наряженного в эту рясу, человека с • крестом... (И свет во тьме светит) М а л ь ч и к . А ты сама мне говорила, что когда я сказал, что кто-нибудь помрет оттого, что просыпали соль, ты мне сказала, что не надо верить глу­ постям. М а т ь . Глупостям и не надо верить. (Детская мудрость. О религии.) И в а н М и х а й л о в и ч . Опомнись, приди в себя. Подумай, что ты говоришь при чужих людях. М а р ь я В а с и л ь е в н а . Ты не знаешь, может быть, что го­ воришь, а- я очень знаю. (Зараженное семей­ ство) . Итак, мы рассмотрели некоторые, наиболее яркие, х а р а к ­ терные для творческой манеры JT. Н. Толстого моменты пар ­ целлирования и повторов в пределах диалогических единств, которые Включают в себя чисто структурные выразитель­ ные возможности диалога. Иными словами, анализирова­ лись случаи стилистической информативности структуры некоторых видов ДЕ . В итоге можно отметить: Экспрессия в диалоге пьес JI. Н. Толстого создается часто посредством взаимодействия структур реплик, составляющих ДЕ . В таких Д Е вторая (зависимая) реплика представляет собой парцеллят относительно базисной реплики. Связь меж ­ ду репликами может осуществляться посредством союзов (союзных слов) или быть бессоюзной. При этом обязателен разрыв ритмомелодики кажущейся внешне цельной синтак­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=