ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
телем используются часто и повторы синтаксических струк тур. Здесь мы отметим только один момент — повтор с из менением позиции одной из словоформ структуры. Особенно стью такого повтора является изменение коммуникативного центра реплики-повтора, что и вызывает экспресссию. Этот прием используется писателем не часто и только в тех слу чаях, когда необходимо передать обостренность диалогиче ской ситуации, что, как правило, вызывается несогласием в мнениях собеседников. Например: М а р ь я И в а н о в н а . Ну, ЧТО ж мне ДЕЛАТЬ, коли я не понимаю? Н и к о л а й И в а н о в и ч . И МНЕ что же делать? Ведь я знаю, зачем выписали этого жалкого, наряженного в эту рясу, человека с • крестом... (И свет во тьме светит) М а л ь ч и к . А ты сама мне говорила, что когда я сказал, что кто-нибудь помрет оттого, что просыпали соль, ты мне сказала, что не надо верить глу постям. М а т ь . Глупостям и не надо верить. (Детская мудрость. О религии.) И в а н М и х а й л о в и ч . Опомнись, приди в себя. Подумай, что ты говоришь при чужих людях. М а р ь я В а с и л ь е в н а . Ты не знаешь, может быть, что го воришь, а- я очень знаю. (Зараженное семей ство) . Итак, мы рассмотрели некоторые, наиболее яркие, х а р а к терные для творческой манеры JT. Н. Толстого моменты пар целлирования и повторов в пределах диалогических единств, которые Включают в себя чисто структурные выразитель ные возможности диалога. Иными словами, анализирова лись случаи стилистической информативности структуры некоторых видов ДЕ . В итоге можно отметить: Экспрессия в диалоге пьес JI. Н. Толстого создается часто посредством взаимодействия структур реплик, составляющих ДЕ . В таких Д Е вторая (зависимая) реплика представляет собой парцеллят относительно базисной реплики. Связь меж ду репликами может осуществляться посредством союзов (союзных слов) или быть бессоюзной. При этом обязателен разрыв ритмомелодики кажущейся внешне цельной синтак 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=