ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Безусловно, такая композиционная схема не обязательна, но тесная связь внутреннего диалога с авторским повествова­ нием характеризует разнообразные структурные виды рас ­ сматриваемых текстов. Внутренний диалог всегда семантически и структурно обу ­ словлен предшествующим контекстом. Это может быть зн а ­ чительный отрезок текста или даже целая глава и больше. Таков, например, внутренний диалог-воспоминание Каре­ нина, вызванный прочитанным письмом графини Лидии И в а ­ новны, которая сообщает ему об отказе Анне о свидании с сыном. Не только близлежащий контекст (письмо), но и отдален­ ный (история всех его отношений с женой, описанная во многих главах романа) обусловливают мысленные рассуж ­ дения Каренина. ...И точно такое ж е чувство стыда и раскаяния ои испытывал теперь, перебирая все свое прошедшее с нею и вспоминая не­ ловкие слова, которыми он после долгих колебаний сделал ей предложение. «Но в чем же я виноват? — говорил он себе. И этот вопрос всегда вызывал в нем другой вопрос — о том, иначе ли чувст­ вуют, иначе ли женятся эти другие люди, эти Вронские, Об­ лонские... Эти камергеры с толстыми икрами. И ему пред­ ставлялся целый р яд этих сочных, сильных, не сомневающих­ ся людей, которые невольно всегда и везде обращали на себя его любопытное внимание. Он отгонял от себя эти мыс­ ли, он старался убеждать себя, что он живет не для здешней временной жизни, а для вечной, что в душе его находятся мир и любовь... (стр. 105, т. 9) Тесной связью с авторским повествованием объясняются широкие возможности различных грамматических преобра­ зований реплик внутреннего диалога. В его вопросо-ответном единстве собственно-вопросительные конструкции часто тран ­ сформируются в несобственно-прямую речь или авторское текстовое изложение. Такое преобразование наблюдается и в вышеприведенном примере (...И вот вопрос всегда вызывал в нем другой вопрос — о том, иначе ли чувствуют, иначе ли женятся эти другие люди, эти Вронские, Облонские...). Ответные реплики также часто преобразуются во внут­ реннем диалоге: вместо формы прямой речи они бывают вы ­ ражены описательно, что дает возможность автору свободнее использовать языковые средства для показа наиболее зн а ­ чительного в плане содержания. Пример описательной ответной реплики в следующем кон­ тексте; 4 -1301 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=