ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

донского с женой. Разговор идет между ними, но тема его побочная. Главное смысловое содержание текста — в парал-'i лельном мысленном диалоге Анны. — О чем это? — спросил Степан Аркадьевич, выходя из ка­ бинета и обращаясь к жене. По тону его и Кити и Анна сейчас поняли, что примирение состоялось. — Я Аяну хочу леревести вниз, но надо гардины перевесить. Никто не сумеет сделать, надо самой,— отвечала Долли, об­ ращаясь к нему. «Бог знает, вполне ли помирились?»— подумала Анна, услы­ шав ее тон, холодный и спокойный. — Ах, полно, Долли, все делать трудности,— сказал муж.— j Ну, Хочешь, я все сделаю... «Да, должно быть, помирились»,— подумала Айна. — Знаю, как ты все сделаешь,— отвечала Долли,— скажешь Матвею сделать то, чего нельзя сделать, а сам уедешь, а он i все перепутает,— привычно насмешливая улыбка морщила концы губ Долли, когда она говорила это. « — Полное, полное примирение, полное,— подумала Анна,— I слава богу!» — и, радуясь тому, что она была причиной это ! го, она подошла к Долли и поцеловала ее. (стр. 99, т. 8 ) В перекрещивающемся диалоге реплики одного персона­ ж а часто антонимичны по смысловому содержанию или эмо­ циональному настрою. Именно это и позволяет писателю передать движение человеческой души, раскрыть истинное ее г состояние. В ответ на упреки мужа, читавшего мораль Анне и обви- \ нявшего ее в нарушении правил приличия, она сказала спо-1 койно, пожимая плечами: — Решительно ничего не понимаю... Ты нездоров, Алексей Александрович. А про себя подумала с негодованием: «Ему все равно... Но в обществе заметили, и это тревожит его. ...Любит? Разве он может любить? Если б он не слыхал, что бывает любовь, он никогда не употреблял ,бы этого слова. Он и не знает, что такое любовь», (стр. 175, т. 8 ) Одно из художественных достоинств внутреннего диало­ г а — гибкость его структуры, благодаря чему он легко вклю- ! чается в текст. Учитывая это, уместнее рассматривать и ана­ лизировать не диалог сам по себе, а типы текстов с диалогом ; как единое композиционное образование. Наибольшее коли­ чество компонентов такого диалога — 4: это обусловливаю­ щий контекст (один компонент); вопросо-ответное е д и н с т в о или сочетание реплик внутреннего диалога (два компонен- : та) и авторская интерпретация диалога (один компонент)- 48

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=