ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Во внутренних диалогах JI. Н. Толстого, раскрывающих «диалектику души» человека, по определению Н. Г. Черны­ шевского, показан процесс рождения мысли, ступенчатый характер ее развития. Анна Каренина, возвращаясь из Петербурга, читает анг­ лийский роман, но неожиданно ее начинает тревожить смут­ ная, пока еще непонятная ей мысль, которая, родившись слу­ чайно, приводит ее к пониманию новых отношений между нею и Вронским. Процесс развития этой мысли показан во внут­ реннем диалоге. Герой романа уже начал достигать св о ею английского счастья, баронетства и имения, и Анна ж е л а л а с ним вместе ехать в это имение, как вдруг она почувствовала, что ему должно быть стыдно и что ей стыдно этого самого. Но чего ж е ему стыдно? Чего же мне стыдно? — спросила она себя с оскорбленным удив­ лением. Она оставила книгу и откинулась на спинку кресла, крепко сжав в обеих руках разрезной ножик. С'тыдного ниче­ го не было. Она перебрала все свои московские воспомина­ ния. Все были хорошие, приятные. Вспомнила бал, вспомнила Вронского и его влюбленное покорное лицо, вспомнила все свои отношения с ним: ничего не было стыдного. А вместе с тем на этом самом месте воспоминаний чувство стыда усили­ валось, как будто какой-то внутренний голос именно тут, когда она в'споминала о Вронском, говорил ей: «Тепло, очень тепло, горячо». Ну что же? — сказала она себе решительно, пересаживаясь в кресле.— Что же это значит? Разве я боюсь взглянуть прямо на это? Ну что же? — Неужели между мною и этим офицером-мальчиком существуют и могут существо­ вать какие-нибудь другие отношения, кроме тех, что бывают с каждым знакомым?» Она презрительно усмехнулась и опять взялась за книгу, но уже решительно не могла понимать того, что читала, (стр. 122 , т. 8 ) Формирование мысли во внутреннем диалоге передается при помощи разнообразных языковых средств: ряда вопро­ сительных предложений, лексических и синтаксических по­ второв, включаемых текст глаголов чувств и мысли, часто сопровождаемых словами, которые подчеркивают неожидан­ ность их возникновения (неожиданно вспомнила, вдруг по­ чувствовала). В ряде текстуальных единств перемежаются реплики зву ­ кового и мысленного, внутреннего диалога. Создается двух ­ плановый, перекрещивающийся диалог. Разновидность такого построения текста с внутренним Диалогом наблюдается в сцене после примирения Стивы Сб- 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=