ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
Во внутренних диалогах JI. Н. Толстого, раскрывающих «диалектику души» человека, по определению Н. Г. Черны шевского, показан процесс рождения мысли, ступенчатый характер ее развития. Анна Каренина, возвращаясь из Петербурга, читает анг лийский роман, но неожиданно ее начинает тревожить смут ная, пока еще непонятная ей мысль, которая, родившись слу чайно, приводит ее к пониманию новых отношений между нею и Вронским. Процесс развития этой мысли показан во внут реннем диалоге. Герой романа уже начал достигать св о ею английского счастья, баронетства и имения, и Анна ж е л а л а с ним вместе ехать в это имение, как вдруг она почувствовала, что ему должно быть стыдно и что ей стыдно этого самого. Но чего ж е ему стыдно? Чего же мне стыдно? — спросила она себя с оскорбленным удив лением. Она оставила книгу и откинулась на спинку кресла, крепко сжав в обеих руках разрезной ножик. С'тыдного ниче го не было. Она перебрала все свои московские воспомина ния. Все были хорошие, приятные. Вспомнила бал, вспомнила Вронского и его влюбленное покорное лицо, вспомнила все свои отношения с ним: ничего не было стыдного. А вместе с тем на этом самом месте воспоминаний чувство стыда усили валось, как будто какой-то внутренний голос именно тут, когда она в'споминала о Вронском, говорил ей: «Тепло, очень тепло, горячо». Ну что же? — сказала она себе решительно, пересаживаясь в кресле.— Что же это значит? Разве я боюсь взглянуть прямо на это? Ну что же? — Неужели между мною и этим офицером-мальчиком существуют и могут существо вать какие-нибудь другие отношения, кроме тех, что бывают с каждым знакомым?» Она презрительно усмехнулась и опять взялась за книгу, но уже решительно не могла понимать того, что читала, (стр. 122 , т. 8 ) Формирование мысли во внутреннем диалоге передается при помощи разнообразных языковых средств: ряда вопро сительных предложений, лексических и синтаксических по второв, включаемых текст глаголов чувств и мысли, часто сопровождаемых словами, которые подчеркивают неожидан ность их возникновения (неожиданно вспомнила, вдруг по чувствовала). В ряде текстуальных единств перемежаются реплики зву кового и мысленного, внутреннего диалога. Создается двух плановый, перекрещивающийся диалог. Разновидность такого построения текста с внутренним Диалогом наблюдается в сцене после примирения Стивы Сб- 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=