ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Левина, Кити, Стиву Облонского, Вронского, Долли, Каре., нина. Внутренний диалог — художественно-выразительный при. ем, при помощи которого раскрывается внутренний мир героя в наиболее острый момент его чувствований, переживаний. Это может быть воспоминание, которое тревожит думающего1 раздумье, рассуждение, поиски решения, неожиданная догад’ ка, угадывание настроения, самобичевание и т. д. Например, воспоминание Анны о волнующей ее встрече с Вронским. Она с удивлением вспомнила свое вчерашнее состояние. «Что! же было? Ничего. Вронский сказал глупость, которой легко положить конец, и я ответила так, как нужно было... Гово- : рить об этом — значит придавать важность тому, что ее не имеет...» (стр. 132, т. 8 ). Или эмоциональная вспышка Вронского, раздраженного участием родственников в его личных делах. «...Да, все это было то же и то же. Все, его мать, его браг,- все находили нужным вмешиваться в его сердечные дела .1 Это вмешательство возбуждало в нем злобу — чувство, кото­ рое он редко испытывал. «Какое им дело? Почему всякий считает своим долгам заботиться обо мне? Оттого, что они видят, что это что-то такое, чего они не могут понять. Если б это была обыкновенная пошлая светская связь, они бы| оставили меня в покое, (стр. 217, т. 8 ). Внутренний диалог необходим писателю для показа под­ линного душевного состояния героя, его настроения, которое приходится иногда скрывать от окружающих. Таково, например, состояние Кити на балу, разгадавшей вдруг любовное опьянение Анны Вронским. Во время танца она вся во власти поразившей ее мысли, т ак что нить свет­ ского разговора постоянно от нее ускользает. Внутренний диалог намного достовернее и эффективн ее других описательных способов, показывает переживания ге­ роини. Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхи­ щения. Она знала это чувство и знала его признаки, ,и видела их на Анне — видела дрожащий, вспыхивающий блеск в гла­ зах и ульгбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчетливую грацию, верность и легкость движении. «Кто? — спросила она себя,— Все или один?» И, не помогая мучившемуся юноше, с которым она-танцевала, в разговоре, нить которого он упустил и не мог поднять... «Нет. это не любование толпы опьянило ее, а восхищение одного. И этот один? Неужели это он?» «Но что он?» Кити посмотрела на него и ужаснулась. То. что Кити так ясно представлялось в зеркале лица Анны, он^ увидела в нем (стр, 100 , т. 8 ) 4й

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=