ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Сказал, что французы довели условность в искусстве как ни­ кто и что поэтому они особенную заслугу видят в возвраще­ нии к реализму. В том,'что они уже не лгут, они видят поэ­ зию. (стр. 307, т. 9) разговорная ситуация в приведенном диалоге совершенно о ч е в и д н а , но в отличие от обычного, косвенно-описательный диалог обладает яркой спецификой композиционного и струк­ турного рисунка. Это — одна из форм диалогической речи в художественно-литературном произведении. Выбор такой фор­ мы художественного диалога объясняется рядом причин: н а ­ пример, желанием конкретизировать тему разговора, отбором для его представления читателю самого главного, основного, возможностью более свободного использования оценочных, характерологических срёдств, при помощи которых писатель непосредственно знакомит читателя со своим отношением к персонажам. Косвенно-описательный диалог — словесно сж а ­ тый, но очень емкий в информативном отношении тип текста. Наиболее интересен в художественном отношении внутрен­ ний диалог. По сути дела, это монолог, построенный по нор­ мам диалогической речи, именно поэтому он и рассматрива­ ется в статье как один из структурных диалогических ти­ пов Внутренний диалог — разговор с самим собой. Его семан­ тическая основа создается авторским описанием ситуации, в которой он возникает. А поскольку ситуация вызвана особым состоянием человека (умственное напряжение или эмоцио­ нальная настроенность), то скрепляется авторский текст с диалогом, как правило, глаголами мысли или чувств (она вспомнила, подумала, решила, заволновалась и т. п.). По к а ­ зателем внутреннего диалога является глагольно-возвратный оборот (сказала себе, подумала про себя, отметила про себя ), который характеризует большинство подобных построений. Собственно диалог составляет вопросно-ответное единство, вопросительная часть которого чаще всего выражена не од­ ним, а рядом вопросительных предложений, что соответствует характерному для внутреннего диалога повышенному эмоци­ ональному состоянию персонажа: ■ ...Какое право имел я думать, что она захочет соединить свою жизнь с моею? Кто я? И что я? Ничтожный человек, h h k o m j и ни для кого ненужный... (стр. 103, т. 8 ). К внутреннему диалогу Л . Н. Толстой прибегает довольно часто. В романе «Анна -Каренина» он встречается 120 раз и характеризует, в основном, главных героев: Анну Каренину 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=