ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
JT. С. Ш И РИНА (Р остов -н а-Д он у) О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» В романе Л. Н. Толстого '«Анна (Каренина» насчитывается около 20 структурных типов диалога. Причем каждый из них имеет целый ряд своих художественных признаков, характе ризующих индивидуальную манеру писателя. Печатью авторского своеобразия отмечены многие диалоги Л. Н. Толстого. Среди них диалог с авторской интерпретаци ей реплик, косвенно-описательный, внутренний диалог и дру гие. Первый из названных структурных типов — диалог с про странным авторским комментированием реплик персонажей. В таком диалоге художественная выразительность достигает ся к а к при помощи реплик (их структуры, композиционной спаянности, стилистической окраски), т а к и 'благодаря р ем ар кам, комментирующим разговор и выполняющим при этом тройную роль: они принимают участие в создании художест венного образа персонажа (характеризуют его с разных сто рон: психологической, эмоциональной, интеллектуальной), раскрывают личность писателя, его мысли, симпатии, настро ение и оказывают воздействие н а читателя, формируя его эстетическое впечатление, что приводит к определенному по ниманию сути произведения. Вторые два структурных типа, часто встречающиеся в произведениях Л. Н. Толстого, необычны по своей форме, по этому традиционный термин «диалог» по отношению к ним условен. Но тем не менее они служат для передачи разгово ра, поэтому и рассматриваются в ряду структурных речевых организаций. В косвенно-описательном диалоге разговор двух или н е скольких лиц передается не в форме прямой речи, свойствен ной традиционному диалогу, а описательно, косвенной или несобственно прямой речью, а иногда и авторским описатель ным текстом. Примером такого диалога может быть следующий: ' Разговор зашел о новом направлении искусства, о новой ил люстрации библии французским художником. Воркуев обви нял художника в реализме, доведенном до грубости. Левин 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=