ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

JT. С. Ш И РИНА (Р остов -н а-Д он у) О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДИАЛОГА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» В романе Л. Н. Толстого '«Анна (Каренина» насчитывается около 20 структурных типов диалога. Причем каждый из них имеет целый ряд своих художественных признаков, характе­ ризующих индивидуальную манеру писателя. Печатью авторского своеобразия отмечены многие диалоги Л. Н. Толстого. Среди них диалог с авторской интерпретаци­ ей реплик, косвенно-описательный, внутренний диалог и дру ­ гие. Первый из названных структурных типов — диалог с про­ странным авторским комментированием реплик персонажей. В таком диалоге художественная выразительность достигает­ ся к а к при помощи реплик (их структуры, композиционной спаянности, стилистической окраски), т а к и 'благодаря р ем ар ­ кам, комментирующим разговор и выполняющим при этом тройную роль: они принимают участие в создании художест­ венного образа персонажа (характеризуют его с разных сто­ рон: психологической, эмоциональной, интеллектуальной), раскрывают личность писателя, его мысли, симпатии, настро­ ение и оказывают воздействие н а читателя, формируя его эстетическое впечатление, что приводит к определенному по­ ниманию сути произведения. Вторые два структурных типа, часто встречающиеся в произведениях Л. Н. Толстого, необычны по своей форме, по­ этому традиционный термин «диалог» по отношению к ним условен. Но тем не менее они служат для передачи разгово­ ра, поэтому и рассматриваются в ряду структурных речевых организаций. В косвенно-описательном диалоге разговор двух или н е ­ скольких лиц передается не в форме прямой речи, свойствен­ ной традиционному диалогу, а описательно, косвенной или несобственно прямой речью, а иногда и авторским описатель­ ным текстом. Примером такого диалога может быть следующий: ' Разговор зашел о новом направлении искусства, о новой ил­ люстрации библии французским художником. Воркуев обви­ нял художника в реализме, доведенном до грубости. Левин 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=