ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Произведенный аализ дает возможность сделать некото­ рые выводы. 1) Однородные члены с союзом НЕ...А используются в языке произведений JI. Н. Толстого не только для отрицания и утверждения (в связи с особенностями содержания предло- ження и контекста), но и для выражения дополнительных значений: обычности-необычности, желательности-нежела­ тельности, единичности-множественности. Кроме того, сочетания с НЕ...А используются: а) для в з а ­ имного уточнения противопоставляемых однородных членов; б) для выражения образно-метафорических сравнительно­ определительных отношений между компонентами сочинен­ ного ряда; в) для противопоставления придаточных предло­ жений; г) для создания реплик диалога, построенных на от­ рицании-возражении и утверждении. 2) Пользуясь разнообразными стилистически мотивиро­ ванными отношениями между однородными членами с союзом НЕ...А, Л. Н. Толстой не только обнаруживает и раскрывает выразительные ресурсы синтаксической семантики общена­ родного языка, но и обогащает эти ресурсы мастерским при ­ менением их. 3) Отрицательно-утвердительный союз НЕ...А дает воз­ можность автору использовать в стилистических целях весьма далекие и тонкие ассоциативные связи и различия между противопоставляемыми (и одновременно сближаемыми) по­ нятиями, а также — сложные связи между комплексами по­ нятий (когда противопоставляются словосочетания или пред­ ложения). 4) Утвердившаяся в лингвистике тенденция противопо­ ставлять сочинение подчинению приводит к отождествлению сочинительной связи с отсутствием всякой грамматической связи между однородными членами. В результате интерес к глубокому научному исследованию выразительных ресурсов сочинения не только притупляется, но как бы парализуется. Об этом свидетельствуют неполнота и разнобой, которые н а ­ блюдаются в самой классификации сочинительных союзов и которые обнаруживают неизученность д аже общих значений этих союзов. 5) Сочинительная связь обладает огромными семантико- синтаксичеокими и стилистическими выразительными воз­ можностями. Последние особенно ярко выявляют себя в я зы ­ ке выдающихся мастеров слова, т. е. в мастерском выраже ­ нии определенного идейно-тематического замысла. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=